Various Artists
2 CD (лим. 300) |
"The Owls Are Not What They Seem: David Lynch Tribute Remixes" - продолжение проекта "Now It's Dark: David Lynch Tribute", посвящённого творчеству кинорежиссёра и музыканта Дэвида Линча. Новый релиз содержит двухдисковую коллекцию ремиксов на оригинальные композиции, вошедшие в первый альбом.
Как и на прошлом диске, работой над ремиксами занимались музыканты разных направлений русской тёмной сцены: от эмбиента, нойза и чистого звукового эксперимента до цепкого ритмичного дарк-техно и пост-индастриала. Органичное сплетение множества нюансов из соседних лагерей музыкального андерграунда. Имена участников: Arcuation, Regulär, Ухушуху, Notum, Wunderblock, Neznamo, Sal Solaris, Mortart, Bionoid, Light Collapse, Reutoff, Мира Древо, Riddika, Svetlo111, Alex Schultz, Lokodepo, Majdanek Waltz, Relic Radiation, Zima23, Lunar Abyss, Kshatriy.
Каждый диск начинается со своеобразного "введения", за которые отвечают петербурский проект Anthesteria и популяризатор изобретений своего прадеда, терменвоксист Пётр Термен. Общий мастеринг звука выполнил Arnold_pR (Reutoff). В оформлении использована работа "The Owls Are Not What They Seem" художника Баррета Биггерса (barrettbiggers.com). Тираж издания - 300 экземпляров.
Если Красная комната – это ад, то добро пожаловать. Герметичная коллекция треков, ремиксов и ремиксов на ремиксы. Лабиринт, зазеркаленный сам на себя. Череда портьер, за которыми сидят неинтерпретируемые фигуры. Водитель мистической маршуртки, пересекающей МКАД. Агент Купер, озверевший и опустившийся. Бесконечная дурнота. Весь сжимается и прислушивается к смягченному занавесками, нереальному шуму. Пробует заигрывать и заговаривает с фигурами, издавая ртом электрические искры. Попытка засчитана, хотя и бесполезна. Красная комната остается нерасколдованной.
Сборники kultFRONT обычно строятся по принципу междусобойчика – к участию приглашаются близкие и дальние знакомые. Результат, безусловно, укрепляет связи внутри тусовки, однако далеко не всегда способствуют цельности и качеству финального продукта. Нечто похожее произошло с оригинальным изданием трибута Дэвиду Линчу Now It’s Dark, который вышел год назад. Это было интересно, но вместе женилось с трудом.
Чего-то подобного логично было б ожидать от монументального издания ремиксов на треки с того самого трибута, двухдисковой компиляции The Owls Are Not What They Seem. Принцип подбора артистов тот же, ну может быть, сеть приглашений была раскинута чуть шире, чем обычно. Однако результат, прямо скажем, проходит под грифом «Совсем другое дело».
Как так вышло, понятно не совсем.
Издатель признается, что хотелось больше дарк-джазу. Не удалось: жанрово релиз слоняется в пространстве между умеренно мрачным эмбиентом и запрокинутым техно. Большая часть треков, если не все, никакие не ремиксы, а реворки – если подразумевать под этим словом глубокую переработку исходного материала. Порой переработку до неузнаваемости, как это произошло с интерпретацией Kryptogen Rundfunk, проведенной Reutoff, или, скажем, треком Sal Solaris в версии Majdanek Waltz, где от оригинальной песни не осталось вообще (совсем) ничего. Звучит все вместе столь плотно пригнано, что не понимаешь, как сюда мог влезть дарк-джаз.
Возвращаясь к вопросу, как так вышло и при чем тут Дэвид Линч. Есть два момента, которые хотелось бы проговорить.
Первый: тема тех же самых вещей (треков), которые совсем не те же самые перекликается с темой двойничества, который Линч одержим (см. Черного Купера и Даги Джонса, например, или сов, которые совами кажутся). Двойники у него – разломы в уютной имманентности, в которое сует свое гнилое рыло трансцендентное. Широко известно, какой ужас в архаических культурах вызывало рождение близнецов: одинаковых существ, которые, по законам этого мира, не могут быть одинаковыми. Соответствующий страх глубоко укоренился в западной культуре, достаточно вспомнить мистера Джекила и доктора Хайда.
Второй: единство релиза, помимо искусного мастеринга ArSch aka Myrrman, держится на довлеющей таинственности, без которой линчевские фильмы представить невозможно. Механизм тайны организован по принципу производства смысла: некое (видимое) явление отсылает к другому (невидимому) явлению. А значит Б, показать кулак значит «я тебе скоро врежу». Линч, однако, в своих интервью настойчиво отказывается объяснять, что кроется за его многозначительными реверансами. Я, лично, думаю, что кроется буквально ничего – пустота, как за снятым лицом Лоры Палмер. Однако это не мешает тайне действовать. Глубоко переработанные треки отсылают к оригиналам (еще бы, у них даже названия одинаковые), однако на деле за ними (почти) никаких оригиналов нет. Но тайна от этого не прекращает гипнотизировать. Вероятно, даже наоборот: разве мы не знаем, что в конце цепочки смыслов нас ждет ничего?
"Посмотрел, наконец, «Внутреннюю империю» Линча. Такое ощущение, что Линч уже давно снимает один и тот же фильм. У него есть общая идея и каждый раз он пытается посмотреть на нее с разных углов. Ну и открывая каждый раз все новые и новые нюансы. В качестве разминки у него был «Синий бархат», потом идея уже начала оформляться и появились «Твин Пикс» и «Огонь, иди со мной», ну а потом уже «Шоссе в никуда», «Малхоланд драйв» и «Внутренняя империя». Мне кажется, что если не посмотреть один из них, то и остальные не будут до конца поняты. И после «Внутренней империи» открываются некоторые дополнительные смыслы и в «Синем бархате» и в «Твин Пиксе». Но наверное будет и еще фильм, после которого ко всем предыдущим прибавится еще какой-то кусочек. Хотел написать, что это все похоже на мозаику или пазл — но нет, в мозаике картина появляется только когда сложены все части, а здесь картина видна уже сразу, но при добавлении следующей части появляется новая картина." -- Дмитрий Толмацкий. Пост в ЖЖ _dmt_ от десятого декабря 2007-го года.
Он пришёл к нам, успешно замаскировавшись. Под видом детективного сериала. Наверняка кто-то из зрителей тогда уже знал, кто такой Линч, даже смотрел «Синий Бархат» и «Голову Ластик», рынок пиратских вхс был бесконечен и непредсказуем. Но большинство из нас слепо пошли в ловушку, привлечённые красивой музыкой и детективным сюжетом. Никогда не забуду момент, когда в комнате появилась белая лошадь и стало понятно что происходит нечто неправильное. Другое. Эта неправильность привлекала, весь мир тогда был неправильным. Чёрный Вигвам, о котором мы ещё не знали что это в оригинале Ложа, начинался прямо за порогом дома и проникал в него с сумерками. Финал, в котором Купера пожрала тьма, мы смотрели в полном шоке. Это было уже совсем неправильно. Неожиданно. Но неизбежно.
Этот триумф зла, при всей своей внезапности, очень совпал с временем показа. С самим ощущением от девяносто третьего года за окном. Лично я не мог осознать то, что увидел, мне тогда было всего одиннадцать. Только такой опыт и без понимания остаётся в памяти как бомба с часовым механизмом, ожидая подходящего момента для взрыва воспоминания / ассоциации. Мне кажется, что у определённого процента моего поколения был схожий опыт. Возможно отсюда и постсоветский культ Линча, с явной гиперболизацией, вроде пафосных текстов о Чёрном Будде. В определённый момент этот культ начал раздражать. У Линча, безусловно, много хороших фильмов, включая отличные «Бабушка» и «Голова-Ластик». Но в большинстве случаев эти фильмы, при всей их талантливости, разочаровывали, так как я больше не переживал то ощущение шока от столкновения с чем-то совершенно новым. Стиль и приёмы Линча уже были вполне привычны, если не учитывать чудовищную «Дюну» и реально неожиданную «Простую Историю». При всём уважении к «Внутренней Империи» я всё таки предпочитаю «Celine et Julie vont en bateau» Риветта, затрагивающий схожие темы, но на совершенно ином уровне.
Я сделал это небольшое отступление что-бы объяснить, почему я пропустил первую компиляцию «NOW IT’S DARK: David Lynch Tribute». Её собрал мой хороший и очень старый с сетевой друг,основатель лейблаkultFRONT, но я увидел фамилию Линч в заголовке и пролистал, не вчитываясь в прес-релиз и список участников. Если бы вчитался, то понял бы, что сама идея сборника родилась из старого трека «Sal Solaris» с семплами из «Огонь, Иди Со Мной». Что ещё важнее — в первом варианте сборника успел поучаствовать Дмитрий Толмацкий, важнейший для меня человек, чья ранняя смерть была для меня настоящей трагедией. Каждая его запись, изданная после смерти, по умолчанию является для меня сокровищем. Дмитрий был не только музыкантом с энциклопедическими познаниями в истории самых различных жанров. Он ещё был настоящим синефилом, прекрасно понимавшим как авторское, так и эксплуатационное кино. Незадолго до смерти он увлёкся идеей переводить новые фильмы и успел закончить субтитры к поздним фильмам Роллена, Маринша и Минору Кавасаки. Приведённая выше цитата показывает, что он прекрасно разбирался и в Линче.
Забавно, но первый вариант сборника, ещё в те годы, фактически провалился, поскольку потенциальные участники не проявили энтузиазм. В 2008-ом только Tsaraas, DMT и Bardoseneticcube записали по треку, получился минирелиз, выложенный в сеть только в через четыре года, в 2012-ом. Не думаю, что это связано с всеобщим скептицизмом к творчеству Линча, но совпадение любопытное.
Полноценный сборник 2016-го года не был посвящён конкретному фильму или сериалу. Каждый участник вдохновлялся тем, что ему ближе. «Шоссе в Никуда», «Голова Ластик», даже ненавистная мне «Дюна» привела к появлению хорошей композиции про спайс. Больше всего мне понравился трек Толмацкого, но я понимаю, что пристрастен. Остальные участники выложились по полной и у меня нет причин всерьёз их критиковать.
Новый альбом является набором ремиксов на предыдущую часть. Реально большой, издано два полноценных диска. Разумеется, изначальный концепт не изменился, ремиксы тоже посвящены разным аспектам творчества Линча. Ремиксов много и они разнообразны. Начиная от минималистического техно и заканчивая внезапным появлением «Majdanek Waltz» с композицией в их классическом стиле, с женским голосом читающим стихи. В выходных данных указаны Блок и Пруст. Стихи и композиция хорошие, но несколько неожиданные в контексте сборника.
Сам куратор сборника объяснил, почему он искренне горд этим проектом. Во первых, это музыкальный трибьют на Линча как гениального музыканта и композитора, автора минималистических сольников. Во вторых — ему было важно совместить на одном диске разные сцены, от техно до дарк-джаза. Отсюда и размер альбома ремиксов. Два с половиной часа разнообразных звуков, можно фильм снимать. И ещё останется. Ну и отличное оформление от поддержавших проект американских художников. Криса Марса на первом и Баррета Биггерса на втором. Фактически это первый «музыкальный проект» сайта welcometotwinpeaks.com — главного фанатского паблика в сети. Международный, но с российскими музыкантами.
Если сравнивать два альбома, то первый мне больше понравился за счёт своей компактности и цельности, однако мне кажется ошибочным разделять их. Это одно произведение растянутое на несколько лет. Как сериал, к третьему сезону которого приурочен выход альбома ремиксов. Планировался выйти к началу, но в итоге издан в середине сезона. По иронии судьбы выбранная заранее дата релиза оказалась на следующий день после указанной в восьмой серии годовщины прихода в мир Боба.
Это важный аспект, диск вышел очень вовремя. Третий сезон сделал для меня лично то, с чем не справились «Огонь, Иди со Мной», «Малхоланд Драйв» и «Внутренняя Империя». Вернул девяносто второй. Хотя я заранее знал что восьмая серия несколько необычна и даже прочитал несколько спойлеров — всё равно, сорокаминутный трип снова оказал полузабытое воздействие. Конечно, у Линча ещё хватает времени всё испортить, но уже по первой половине сезона ясно — оптимальным форматом для его идей является телесериал. Ему необходимо иметь пять минут экранного времени на показ подметания пола или покраски лопат в золотой цвет. Отсутствие такой возможности в поздних фильмах и порождало тот раздражающий эффект одновременной растянутости и недосказанности. Только «Шоссе в Никуда» более-менее избежало этой ловушки. Зато первые два сезона, при всех проблемах с продюсерами, этого ресурса — времени, хватало. В середине второго сезона его даже было слишком много. Возможно прямо сейчас некий подросток пересматривает по кругу восьмую серию и в нём рождается тоже преклонение перед Линчем, которое было в нас десятилетия назад.
Очень хороший и своевременный альбом. Уже жду третьего сезона, простите, сборника. Надеюсь не придётся ждать двадцать пять лет.
Вторая серия эпического альбома-трибьюта Дэвиду Линчу, собранного в прошлом году лейблом kultFRONT, — удачно подгадавшая со временем выхода как раз в самый разгар третьего сезона «Твин Пикс». Удачно получилось и в другом ключе — по «Совам», на которых 20 с хвостиком артистов делают ремиксы друг на друга, впору составлять мини-путеводитель «Кто есть кто на отечественной дарк-сцене». Собственно, это вот «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — пожалуй, и главная функция этого сборника; привязка к Линчу тут минимальная, в лучшем случае идеологическая — в смысле готовности артистов исследовать какую-то человеческую тьму. Хотя на фантазии на тему потусторонней дискотеки в Черном Вигваме вполне потянет — если уж карлики в красных пиджаках должны подо что-то танцевать задом наперед, то почему не под этот мутный эмбиент, индустриальный даб и индустриальное техно? С наскоку разобраться в лавине незнакомых названий будет, наверное, проблематично, но если разматывать постепенно, не торопясь (прихватив для верности еще и первый выпуск «Now It's Dark», который довольно легко откопать по ссылкам на той же страничке Bandcamp), то вполне получится зафиксировать немало имен поставщиков дельного электрифицированного мрака.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |