Archon Orchestra
CD (лим. 500) |
Muzyka Voln совместно с московским лейблом Monopoly Records и под эгидой воронежской компании Shadowplay Records издали дебютную пластинку проекта Archon Orchestra. Обложка компакт-диска представляет собой коллаж с фрагментом картины времен возрождения, где библейские святые смотрят на то, как в "небе" над ними разворачивается действие игры "Pong" (культовой аркадной игры 1972 года, первой в числе игр компании Atari). Что бы этот дивный сюжет мог значить, предлагается решить слушателю…
Главный инструмент на этом диске - орган, звучащий в несколько непривычных для уха быстрых механизированных секвенциях, характерных, скорее, для берлинской школы электронной музыки. Простое композиционное построение соседствует с яркой экспрессией, литургической атмосферой и тонкой метафизической линией, пронизывающей всю концепцию проекта.
Некоторые параллели можно провести с диском проекта Sphere Rex, выпущенным в 2009 году тем же содружеством лейблов. И это не случайно, так как оба проекта родом из одного "продюсерского центра". Однако, если Sphere Rex делает акцент на классическом ambient и фортепианных импровизациях, то в случае Archon Orchestra мы имеем дело с четко структурированной музыкой, находящейся в промежуточной плоскости между так называемым "священным минимализмом" (holy minimalism) и "музыкой повторения" (repetitive music).
Диск можно порекомендовать ценителям Philip Glass, Steve Reich, Terry Riley и Recoil (альбом "Hydrology").
Помнится, даже четверть века назад в советских пионерлагерях, где я проводил каждое лето "от звонка до звонка", в холлах стояли телевизоры с простейшей, но, тем не менее, дико затягивающей по тем временам игрой "Pong". Именно её схематически воспроизвели в оформлении диска, и именно в её честь назвали свой дебютный альбом Archon Orchestra. Ясен пень, что после этого ждать от этой группы мясистого дэт-рубилова или высокотехнологичных прог-запилов нам не стоит; действительно, материал пластинки тяготеет к компьютерному минимализму (ровно как и сама игра), да и "оркестром" (как можно было бы предположить из названия проекта) тут даже и не пахнет. По ряду косвенных признаков можно предположить, что Archon Orchestra является сайд-проектом музыкантов Cyclotimia, решивших попробовать себя в области минимал-электро и, как мне кажется, эта попытка вполне удалась. По крайней мере, если вас привлекает творчество, скажем, Recoil, то и "Pong" вам послушать не мешало бы.
Святые, воздев глаза, с интересом наблюдают не за явлением Христа и прочими чудесами, а за шариком из культовой игры «Pong», в честь которой альбом «Archon Orchestra» и был назван. Этот коллаж, помимо каких-то метафизических намеков, способен дать представление о смысле и звучании диска. Можно сказать, что музыка Archon Orchestra - это взгляд на классицизм глазами современного человека, которому близок как Бах, так и саундтреки из игр фирмы «Atari».
Собственно, от сравнения с Бахом автору этого альбома никак не уйти, да он влияния великого немца и не скрывает, напротив, всячески подчеркивает, используя быстрые секвенции-калейдоскопы, сыгранные на органе, который, в свою очередь, звучит не совсем привычно, заставляя «грешить» на программные средства и на аналоговое оборудование. В этом звучании, скорее всего, главный смысл проделанной работы и скрыт. Мотивы барокко, стремительные переливы звуков, женский голос открывают этот диск, сливаясь в музыку предельно спокойную и возвышенную, возносящую куда-то прямиком на небо. «Orpheus» при всем этом напоминает не только Иоганна Себастьяна, но американку Констанс Дэмби, которая добивалась очень похожего звучания на своем альбоме «Sacred Space Music», используя электронику и дульцимер. А вот «Golconda» - это «академизм» в чистом виде, без излишних сложностей и фонов, пять минут монументальности и размеренности. Идущая следом композиция «A Stone Among Stones» задумчива и уже более экспрессивна, способна и взбудоражить, и заразить светлой грустью. «Counterpoint», формально продолжая начатое дело, строится полностью на электронных звуках, напоминающих 8-битный саунд «приставочных» игр, базируясь на постоянно повторяющихся стремительных секвенциях, в которых слышаться отголоски экспериментальной музыки 90-х. После этого, достаточно безжизненного трека, следует эмоциональный пик альбома, композиция «Adagio (Mechanical)», вещь словно не отсюда – минорные клавиши, рождающие гармоничное и яркое произведение, зарисовки, перетекающие от одного ложного финала к другому. «Canto» отсылает к началу диска, снова проявляется женский вокализ, вступающий в диалоги со скрипкой, паузы между которыми заполняет ярко выраженная восточная тематика, характерная для «берлинской электроники», чей вклад в творчество «Archon Orchestra» также неоспорим. Это ностальгическое звучание присутствует и в «Fantasie (For Electronic Harp)», чья «синтетическая» арфа словно подчеркивает, что скоро на смену музыке «живой» придет череда холодных цифровых сигналов. Двадцать минут «Pong» - это размеренность, отстраненность и автоматизм, в котором слышаться мотивы ранних «Kraftwerk», музыка для разноцветных пикселей.
Этот альбом можно воспринимать как рассуждение о смысле музыки, о пути её эволюции, и кто-то (в зависимости от своих убеждений) скажет, что «Archon Orchestra» повествует о смерти (или ассимиляции) «классики» в эпоху бездушной «электроники», а кто-то на это возразит, сказав, что музыка остается музыкой в любом виде, меняются только времена, люди, их восприятие окружающей действительности и способы передачи информации и звуков. Если вы от таких рассуждений далеки – воспринимайте «Pong» как красивую, гармоничную, интересную, и, пожалуй, очень редкую работу, этакий «штучный товар», знакомство с которым будет весьма приятным.
Минималистичный звук как таковой, минималистичные псевдомелодические ходы с не менее минималистичными, почти отсутствующими аранжировками – вот те «инструменты», посредством которых авторы сего произведения пытаются донести до слушателя, вероятно, что-то метафизическое. С чего ж я это взял, ведь слов то здесь нет, как класса…? А, исключительно с обложки, являющей собой фрагмент картины ренессанса на библейскую тему, да банального околофилософского изречения на обороте насчёт тщетности и бесцельности человеческой жизни. Согласен, подкрепление предположению слабовато. Причём тут архонт, понг и библейская тема – загадка для пытливого ума, возможно, что-то типа ребуса без аналогий в реальную жизнь. Да и стоит ли искать внятные мысли в данном жанре, и тусовке в целом!? Думаю, эпатаж и эксперимент здесь правят бал. Договорились, что связи и объяснения больше не ищем.
Ну, а звуки тут следующие. Бессменно во всех композициях (кроме 5-ой) звучит некий синтезированный предположительно клавишный звук, по сути напоминающий мидишные звуки-саундтрэки древних компьютерных игрушек – намеренный примитив. Короткий и резкий звук с сильной «атакой» и затуханием (более-менее близкая аналогия с реальной аналоговой жизнью – удар ксилофонного молоточка по стеклянной бутылке с определённым количеством жидкости) здесь строит лишённые жизни звуковые последовательности в мажорной гамме, которые зациклены бесчисленное количество раз. Разнообразие достигается постепенным смещением акцентов и нот по очереди. Транс… Аналогии с недавними творениями Cyclotmia, Hypnoz здесь абсолютно уместны. Порой вводятся атмосферные элементы за счёт обработанного почти до неузнаваемости женского голоса (не факт, что это не синтезированный звук) и околоэмбиентных фрагментов.
Композиция №5 – это надир (иди наоборот, зенит) альбома. Эта неоклассическая романтичная фортепианная, правда, примитивная, вещь реально оживляет цифровое пространство, сгущающееся вокруг ещё одушевлённого слушателя.
Насколько я понял, ARCHON ORCHESTRA – это проект музыкантов известной российской электронной группы CYCLOTIMIA. Pong – его дебютная работа, изданная, как вы видите, силами аж трех российских лейблов. Обвал продаж заставляет производителей идти на крайние меры, но сдаваться они пока не намерены. Это радует.
Вероятно я не самый подходящий человек для написания рецензии на Pong, потому что музыка ARCHON ORCHESTRA по большему – это минимализм, а с минимализмом я не очень дружу, как и с многим другим: модным и современным. Вот в прошлом году довелось нам с женой попасть в мекку современной архитектуры – голландский город Роттердам, эдакий ларец, битком набитый шедеврами хай-тека, минимализма, авангардизма и прочих -измов, рожденных во второй половине 20-го века. Ну, прогулялся я для порядку по паре кварталов, покрутил головой и вскоре отправился по магазинам, ибо не увидел ничего для себя интересного: не лежит мое сердце ко всей этой бездушной эстетике, неуютно мне среди ломаных форм, лаконичных фасадов и лишенных органичности перспектив. Готику, барокко… люблю. А если говорить про минимализм и лаконичность, то подайте, пожалуйста, романский стиль или классицизм… Ну, вы поняли. Когда разговор заходит о современном искусстве, то такому свидетелю, как я, следствие доверять не должно.
Не особо уважая минимализм в архитектуре, я, понятное дело, не жалую его и во всех остальных сферах прекрасного. Может именно поэтому Pong был прослушан без должного восторга, а его финальный двадцатиминутный трек вообще едва не довел меня до психического срыва. Будь он чуточку продолжительнее, то либо я сошел бы с ума, либо коллеги по офису меня бы линчевали.
На диске с Pong восем треков, большинство из них – крайне минималистичные и очень лаконичные композиции в духе звуковых дорожек к играм первых компьютерных приставок конца прошлого века. Если же вы юны и не застали милых компьютеров с кассетами вместо накопителей и телевизорами вместо дисплея, то, наверняка, помните “мелодии” первых сотовых телефонов… очень похоже. Уместным будет и сравнение композиций на Pong с музыкой Баха, сыгранной на детском китайском синтезаторе.
Легкие пульсирующие сочинения ARCHON ORCHESTRA напомнят многим творения таких замечательных композиторов как Филип Гласс и Майкл Найман, с той лишь разницей, что музыка ARCHON ORCHESTRA еще минималистичнее, “техногеннее” и абстрактнее. Идеальным видеорядом к Pong стали бы кадры старых советских фантастических фильмов, на которых бесстрашные герои в чудаковатых скафандрах бродят по провинциям Млечного Пути с целью постройки коммунизма.
По какой-то причине музыканты ARCHON ORCHESTRA не желают, чтобы их воспринимали исключительно через призму минимализма, поэтому словно доказывая скептикам, утверждающим, что музыку для 8-битных приставок могут писать даже дети, они включили в Pong несколько “неминималистичных” работ – неоклассический Adagio, “утепленный” женским вокалом Canto, меланхоличный и атмосферный Fantasie. Мол, не думайте, нам по плечу любая работа: будет нужно, оперу напишем. Вполне убедительно, ничего не скажешь.
Безусловно, ARCHON ORCHESTRA – музыка на любителя. Я бы порекомендовал Pong прежде всего всем поклонникам CYCLOTIMIA - они найдут немало общего между Pong и последними работами команды. Стоит прислушаться к ARCHON ORCHESTRA любителям музыки Гласса и Наймана.
А вообще отрадно видеть, что еще есть в России люди, которые во времена файлообменников и пиратских релизов вкладывают свои деньги в издание совершенно некоммерческого искусства. Предлагаю безумцев поддержать.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |