Sphere Rex - For Electronics and Piano

Sphere Rex
"For Electronics and Piano"

CD (лим. 500)
MV-III


1. Do Not Forget to Put on Your Silk Hat before Swimming [mp3]
2. Lenin is Still Asleep
3. Why No Plasma TV in this Forest? [mp3]
4. It's been Raining... Just Like Any Other Day
5. Sphere in a Triangle [mp3]

длительность: 41:39
дата выпуска: 02 ноября 2009 г.
цена: 250 руб.

* bandcamp.com

Muzyka Voln совместно с московским лейблом Monopoly Records и воронежским Shadowplay Records представляет сольный альбом участника Cyclotimia - Sphere Rex.

Слово "эмбиент" (англ. ambient - окружающее, обволакивающее) вошло в музыкальную культуру после одноимённого сольного альбома Брайана Ино (Brian Eno), участника британской арт-роковой формации Roxy Music. По легенде, музыкант лежал в больнице и от безделья прислушивался к шумам за окном, так он заметил в шумах определённую структуру и музыкальность, что впоследствии и стал имитировать посредством плёнок и музыкальных инструментов.

Разумеется, не стоит считать Ино первооткрывателем этого направления, ведь до него идеями "фоновой музыки" увлекался французский композитор Эрик Сати, а концепцию "искусства шумов" сформулировал итальянский футурист Луиджи Руссоло. Однако, именно Ино в 70-х годах записал ряд пластинок с композициями, которые, можно сказать, заложили фундамент всей современной музыки эмбиент в её безграничном многообразии: от незамысловатого "new age", через клубный "chill out", и заканчивая жёсткими и экспериментальными "dark/drone ambient".

Sphere Rex исполняет эмбиент именно в редком для сегодняшнего дня традиционном ключе, сочетая минимализм и "фоновость" электронной музыки а-ля Брайан Ино и фортепианные импровизации, базирующиеся на прото-эмбиент идеях Эрика Сати. Эта музыка способна успокаивать, погружать в сон, словно ритмика альфа-волн, или же рисовать в воображении странные образы, продиктованные сюрреалистическими названиями композиций. Для большей аутентичности в записи использовались лишь аналоговые устройства, а также ламповые предусилители и компрессоры 60-х - 70-х годов прошлого столетия.



Рецензии

Многие музыканты и критики возлагают весь груз ответственности за изобретение эмбиента на плечи Брайана Ино. Другие справедливо вспоминают и Эрика Сати с его «фоновой музыкой», и других, близких к академической музыке начала прошлого века композиторов. Один из участников проекта «Cyclotimia» (правда, не совсем понятно, кто именно), выбрав себе странный псевдоним «Sphere Rex», решил, видимо, объединить два этих взгляда на происхождение эмбиента (и его многочисленных ответвлений и разновидностей), и записать композиции, вобравшие в себя традиции и «классицизма», и электронного авангарда. Для большей аутентичности автор использовал только аналоговое оборудование, с чьей-то подачи называемое модным словом «винтаж» - ну а название альбома услужливо подскажет, что вместе с синтезаторами вторую главную роль в этой записи играет пианино. О чем подскажут названия – неизвестно, кажется, что так могли бы называться картины Сальвадора Дали, если бы он жил в наши дни. Музыка, кстати, не так проста, и уж точно не легка и воздушна, как может показаться на первый взгляд. Она наполнена меланхолией, задумчивостью и, местами, неким угрюмым напряжением – теми чувствами и эмоциями, которые двигали многими великими авторами, заставляя их создавать незабываемые вещи. До незабываемых вещей «For Electronics and Piano», конечно, далеко, но работа эта, безусловно, «штучная» - сейчас такой музыкой мало кто занимается. По пространству, в котором будет происходить у слушателя знакомство с этим альбомом, с первых же секунд начнут блуждать многочисленные электронные звуки, отражаясь от стен медленными и плавными изгибами насыщенного гула и разлетаясь короткими и сумбурными на первый взгляд сигналами. На этом фоне чьи-то пальцы будут касаться (мягко и почти незаметно) клавиш пианино, сплетая тонкую паутину мелодий или же просто подвешивая эти ноты в воздухе без поддержки и опоры. Лучше всего дождаться вечера и позволить музыке стать частью наступающего сумрака – периодически проваливаясь в тишину и выбираясь из нее по тонкой струнке примитивного ритма, мелодии будут грустить в свете уличных фонарей и замирать от раскатов далекого грома («It's been Raining...»). Под эту музыку как-то не стремишься озаботиться вопросом о наличии плазменного телевизора в лесу – если что из техники и придет в голову, так это старинный и многим уже незнакомый терменвокс, чьи завывания (или их имитация) удачно вливаются в структуру композиций ближе к финалу альбома. Альбома, который неторопливо проносится мимо, оставляя после себя некое приятное послевкусие, особенное настроение, в компании которого хочется побыть еще некоторое время.

Целых три российских лейбла объединились для выпуска сольного альбома одного из участников небезызвестного российского проекта Cyclotimia. Для диска For Electronics And Piano он, помимо псевдонима Sphere Rex, берет в использование аналоговое звуковое оборудование 60-х - 70-х годов и создает 5 продолжительных абстрактных композиций - синтез фоновой электроники и скромных матовых импровизаций на пианино. Такая нарочитая "аналоговость" по задумке должна подчеркнуть уход к звучанию эмбиента времен самого его зачатия как музыкального стиля... В связи с этим, подчеркивая принадлежность к традиционному "Иновскому" эмбиенту, в пресс-релизе говорится о "фоновости" электроники в альбоме - и ведь не врут-таки. Я бы сказал, что вся электроника на этом диске, помимо своей архаичности, довольно бесхитростная и предсказуемая, никаких откровений и неожиданных открытий. Но ведь звучит так как надо, я вам скажу, очень обволакивающе. Музыкант явно знал, что делал. Он не открыл Америку перед глазами Колумба-меломана, но сделал так, что его музыка может покрыть голые стены приятным, мохнатым ворсом и затуманить острый разум, она может укутать слушателя в несколько слоев мягкой звуковой материи. И если вы именно этого хотите от прослушивания эмбиента, тогда релиз For Electronics And Piano должен оказаться для вас интересным.

pi micron, Sound Proector.

SPHERE REX - новый проект одного из участников группы CYCLOTIMIA. Субтильный, неспешный и деликатный, не имеющий четко очерченного начала и конца атмосферно-психоделический эмбиентный саундтрек "For Electronics and Piano" является неоднозначной и стопроцентно некоммерческой записью, в которой слышны явные отсылания к ранним эмбиентным работам Brian Eno и "фоновой музыке" Erik Satie и которая взывает к разуму и сердцам слушателей, открытых для удаленных от мрачной клубной клоаки электро-акустических звуков и философских настроений. Работа "For Electronics And Piano" не претендует на авангардность, ей чужды кокофонические или нойзовые формы, но легкой для восприятия ее назвать также не получается. К ней можно относиться как к медленно проплывающему за спиной или где-то сбоку фону либо как к элементу мультимедийного арт-перфоманса. Фрагментарно она подходит на роль саундтрека к экзестенциальной драме или независимому мистическому фильму, а также может быть связана с экспериментальной театральной сферой. Будучи тихой и обволакивающей, музыка SPHERE REX больше работает на создание особой, дымящейся и растворяющейся на коже атмосферной субстанции, нежели воздействует энергетически или психически. Если не обращать внимание на стилистические особенности и концептуальные свойства данной записи, то можно отметить высокое качество музыки, мастерство исполнения и понимание музыкантом того, что он делает. Это не любительские опыты с целью эпатировать или вогнать слушателей в ступор и не заброшенный полигон для шизофренического самовыражения индвидуума, разрывающегося между пианино и компьютером. SPHERE REX просто воспользовался случаем, чтобы рассказать нам об истоках эмбиента, показать его связь с классической музыкой и отдать дань уважения музыкантам безвозвратно отдаляющегося от нас прошлого. По понятным причинам в композициях много ностальгических и печальных интонаций, но при этом "For Electronics And Piano" принадлежит светлой стороне музыки. Мне трудно оценивать альбом с "машинистской" позиции и еще сложнее обрисовать круг его потенциальных слушателей. Но я понимаю, что это хорошая работа. Хорошая в своей музыкальной области.

vAlien/DJ Commando LABELLA, Machinist.

Экспериментальная музыка обычно заставляет смотреть на себя с необычного ракурса, который зачастую не удобен и не подходит каким-то слушателям. Это определенный риск самовыражения. Но данный релиз, выглядит экспериментальным только на ощупь – странный буклет, странные названия, странное знакомство, и исчерпывающе описывает себя названием самого альбома. Почти классический ambient соединен авторской мыслью наших, как я понял, композиторов, с совсем классическим пианино. Все это подкреплено философией минимализма, присыпано искренностью чувств и глубокой музыкальной наполненностью.

Ambient пейзажи, созданные с помощью аналоговых устройств 60-70 годов имеют очень богатый спектр оттенков и тональностей, уже сами по себе составляя музыкальные композиции, в равной степени с ландшафтами сознания и настроения. Мягкие, разливающиеся волны звуков скоротечны для стиля, имеют много лиц и образов, сменяющих друг друга за семиминутные треки. Все звучит в основном в высоком регистре и приправлено помехами поскрипывающих свои, механические мелодии, звуков электромеханических приборов. Самое экспериментальное в отличном, баюкающей и, в то же время вызывающей неподдельный интерес электронной части, это внесение достаточно четкого ритма во второй и третьей композициях, на приглушенных околотриповых щелчках. Словно лопающиеся пузырики в жидкости, которая неминуемо выносит вас на поверхность, по своим законам. Время останавливается, вы смотрите на капающую откуда-то жидкость, дождь, вода и крана и каждая капля летит бессчетное количество времени, за которое проходят жизни и века. Но достаточно присмотреться и внутри капель вы увидите отдельные миры, сверкающие импровизациями классического пианино. Осторожные касания клавиш верхних октав приносят полноценные мелодические построения в каждую вещь, выполняя электронику ощущением живого, чувствами, которые не дадут вам полностью погрузится в сон, а, нижние октавы непринужденно ложатся формат самой электроники, углубляя, обогащая электронный фон. Атмосфера в чем-то схожая с акустической меланхолией скандинавских певцов природы, но намного более погруженная внутрь себя, ищущая ответы не снаружи, а где-то, куда зовет вас с собой, но прежде была только она сама. И вам туда не войти, вы будете ходить под окнами, и заглядывать через стекла, сопереживая происходящему. В самом, кажется центральном и длинном, четвертом треке, который по логике повествования и названия должен разразится кульминацией, вы найдете обратную зависимость – тишину и музыку, теряющую электронный стержень, идет красивейшая фортепьянная вещь, чтобы замолкать и замолкать. И, наверное, стоит, изначально устанавливать громкость побольше на проигрывателе, чтобы услышать все, чтобы этот диск успел подтопить и вас.

Никогда не было такого дождя... такого глубокого и тихого дождя.

Maliceth aka Алк., Metal Library.

Проект одного из участников известной российской формации CYCLOTIMIA. Уже одно это заслуживает внимания, ибо CYCLOTIMIA – одна из немногих российских групп, издавшая свои работы на западных лейблах первой индустриальной лиги.

Нам предлагается довольно интересная и ароматная смесь из микромузыки, эмбиента и импровизаций на пианино. Красивый и модный в наше время easy listening, так популярный в минуты отдыха среди жителей мегаполисов, никогда не спящих и не замирающих ни на минуту. Если вы на время отвлечетесь от шума города и прислушаетесь, то, безусловно, услышите новое искусство медленно умирающего белого мира – эта музыка неторопливо льется из модных кофеен и бутиков, проскальзывает сквозь полузавешенные окна галлерей современного искусства и сочиться сквозь негерметичности стальных дверей множества забавных существ, именующих себя “средним классом”. Ну, вы поняли о какой музыке я говорю. Она достаточно красива, чтобы возникало желание ее слушать, при этом она достаточно ненавязчива для того, чтобы не отвлекать от тихого светского разговора (и не играет роли, происходит ли он вживую или несется по беспроводным сетям), она актуальна, но при этом лишена какого-либо содержания, ибо жизнь современного городского жителя и без того пресыщена информацией… многие даже не считают подобный набор звуков музыкой и критики (как и композиторы) предпочитают называть его “звуковым дизайном”. Дизайн, как часть интерьера, как еще одно измерение урбанистического комфорта. Это музыка мегаполисов 21 века. Именно мегаполисов. Она не мыслима без тонких нотбуков, горячего кофе по утрам и гула моторов за окном. Она не мыслима в лесу или среди горных вершин. Музыка нашего безумного времени, которое обещает все и не дает ничего. Музыкальный фаст-фуд для метросексуалов, которых тошнит от совковой попсы, но не имеющих времени и сил слушать классику или рок. Музыка. Душевная, как поцелуй в щечку от некогда любимой женщины. Холодная и совершенно не манящая. Не приедающаяся и не насыщающая. Ну, вы поняли, это она…

Пожалуй, один из самых интересных альбомов, попадавших мне в руки из России в последнее время. Обязателен к прослушиванию всем открытым любителям музыки. Послушайте его. Замрите. Сделайте перерыв на отдых. Отдышитесь.

Макс Хачманукьян из Cyclotimia, представив на суд публики первый альбом своего сольного проекта Sphere Rex, нисколько не покривил душой, скромно, но со вкусом к минимализму и конкретике назвав его "For Electronics And Piano". И правда – здесь нет ничего, кроме электроники и пианино. (При чем электроники в ее изначальном, транзисторно-аналоговом смысле) Но этот тандем вышел из-под рук музыканта настолько гармоничным, что большего вы просто и не потребуете. Более того, какие-то иные тембры могут разрушить хрупкую мечтательную атмосферу, созданную в результате диффузии классических и современных созвучий. Исходя из этого, сразу хочу сказать, что "For Electronics And Piano" требует от своего слушателя определенной сосредоточенности – за шумом повседневности вы не уловите всей красоты этой музыки. Поэтому наденьте наушники и попытайтесь отрешиться ото всего, что вас окружает. И тогда Sphere Rex мягко окутает вас легкой дымкой, сквозь которую начнут проступать сюрреалистичные образы всех пяти треков альбома. На прозрачном амбиентном фоне, как звезды на вечереющем небе, начнут вспыхивать с разной интенсивностью дискретные электронные звуки, пропитанные отстраненной такой меланхолией. Переливающиеся бусинки нот, извлеченных из пианино, – подрагивать в тончайшей паутине едва уловимых, ускользающих гармоний. Медитативный перкуссионный перестук станет по каплям отсчитывать минуты, проведенные наедине со своим метасном. Такая вот полувиртуальная надстройка над "обществом спектакля".

"For Electronics And Piano" в моем представлении похож на саундтрек к какому-то по-восточному созерцательному экспериментальному кинофильму с элементами sci-fi. Или к необычной компьютерной игре в духе "Самороста" или "Машинариума" (Sphere Rex по настроению действительно очень напомнил мне работы Томаша Дворжака). Редкое и замечательное явление на российской экспериментальной сцене. Настоятельно рекомендую.

P.S. Лично я уже заслушал альбом "до дыр".

P.P.S. Трек "It's Been Raining... Just Like Any Other Day" - это вообще что-то бесподобное.

Дуэт Cyclotimia (который, как известно, наше всё в экспериментальной электронике) щедр на релизы и сайд-проекты. Так в 2008 году они обнародовали сборник неизданных треков под маркой West State, а теперь вот вышел сольный альбом одного из участников группы. Sphere Rex - классический эмбиент, исполненный на аналоговых синтезаторах: медленный, тихий, минималистичный. Пять очень длинных треков со странными названиями почти не отличаются друг от друга, эта музыка создана специально для фона. Оценить её по достоинству смогут лишь настоящие эстеты и поклонники аутентичного саунда семидесятых.

Сашасопенко, Rock Oracle.

Автор проекта, МК из коллектива Cyclotimia, разместил на обложке данного релиза цитату из книги французского философа Ги Дебора, выступавшего против современного устройства общества. Музыкант высказывает и своё мнение на этот счёт с помощью саркастических названий треков, таких как "Why No Plasma TV In This Forest?". По-видимому, МК стремился с помощью своего творчества помочь слушателю избавиться от оков, накладываемых на человека современным обществом, абстрагироваться от реальности. Музыкально альбом представляет собой мягкий фоновый минимал-эмбиент. Электронные звуки легки, словно морской бриз, партии пианино не выражают конкретной мелодии, а лишь подчёркивают безмятежное настроение всей пластинки.

П.Ш., Dark City.

Sphere Rex - это проект участника отечественной группы Cyclotimia. На пластинке вы услышите всего пять треков, для записи которых было использовано аналоговое звуковое оборудование 60-х - 70-х годов. Синтез электроники и лёгких импровизаций на пианино получился довольно гармоничным. По словам самого музыканта, ничего сверхнового на диске мы не услышим. Однако он будет интересен тем, кто хочет взглянуть другими глазами на старые вещи. Ведь настоящей музыка зовётся тогда, когда при каждом прослушивании Вы вновь и вновь находите в ней что-то новое. Так и "For Electronics and Piano" - вроде никаких открытий, а слушать хочется.

Мария Maria_69 Клевцова, Rockcor.

Минималистичный по исполнению и меланхоличный по воплощению материал получился у сайд-проекта известных электронщиков «Cyclotmia». Нужно успокоиться / остаться в умиротворенном состоянии духа / делать что-то размеренно со своими мыслями и сделать при этом ртутно-энертное заполнение звукового пространства и пр. ровно-ровные, дремотно-задумчивые эманации – вот настроение, создаваемое релизом.

Минимализм в звуке достигнут минимализмом исполнения. Но он тут не так уж и плох, а точнее, даже хорош! Это тот случай, когда сказано мало, но по сути, правда, «шёпотом»… Сквозь, как говорят, аналоговые эмбиентные шумы проявляются порой нео-классические фортепианные пассажи, очень грамотно нагнетающие основную тему, сначала намёками, затем постепенным её доведением до полноты и лёгким облегчением для повисающего в воздухе почти невесомого знака вопроса… Ну, я отвлёкся, и, возможно, увидел для себя что-то, не свойственное этому электрическому жанру. Автора тут можно поблагодарить за умиротворение, в рамках которого можно отправить пастись воображение (оно там и уснёт, скорее всего). Про идейную передачу тут говорить не приходится.

Диск пополнил мою коллекцию, с учётом очень избирательного и кросс-стиллистического подхода.

© 2002-2016
Radionoise.ru