Мира Древо
CD (лим. 100) |
Второй полноформатный альбом петербургского фолк-эмбиент проекта Мира Древо посвящён многочисленным заброшенным деревням русского севера. Идея создания этой работы пришла автору во время этнографических поездок на фоне увлечения русским фольклором и деревенской культурой.
В этих экспедициях было собрано много полевых записей: рассказы стариков – о нелёгкой жизни, о войне, о поверьях и преданиях, о том, что вокруг, и о том, что внутри; скрип половиц заброшенных домов; лай собак за околицей; шорох духов в ветвях мёртвых яблонь; звуки клюквенного болота…
Дополнительные записи были сделаны на Соловках, на горе Воттоваара и в карельских лесах. Партии некоторых акустических инструментов записывались в этих поездках на полевой рекордер и уже позже были вплетены в ткань минималистичного синтезаторного эмбиента. Большую роль в звучании альбома сыграл проникновенный вокал Анастасии Харченко, спевшей несколько народных песен и лирических стихов.
Альбом выпущен на компакт-диске тиражом 100 пронумерованных копий в матовом 4-панельном дигипаке, также доступна кассетная версия лейбла Electrotapes Archive. Цифровую версию можно найти на bandcamp.
Когда взял в руки этот компакт-диск почему-то подумал, что услышу вполне себе обычный дрон-эмбиент, которым так известны молодцы с северных краев нашей родины. Что опять потом будут немного болеть уши, а непонятные синтезаторные пассажи надолго испортят карму моей рабочей комнаты. Но не тут то было. Я услышал практически Moon Far Away - грамотно продуманные аранжировки, потусторонние голоса, женский вокал и отзвуки былого. Как будто иногда просыпаешься в деревенской избе и тебя кто-то зовет. Бежишь радостный на звуки, а там никого. Только скрип ставень, играющие ночным ветром... И тишина.
Очень богатое всевозможными звуками полотно, которое не просто приятно слушать, интересно расслушивать. И все эти казалось бы хаотичные звуки на самом деле очень грамотно сотканы в одно целое, без которого теряется смысл концепции альбома. Флейта, варган, диджериду, множество других инструментов... Очень порадовала эта работа, которую я уже теперь стопроцентно могу поставить в один ряд с такими артистами, как упомянутые выше Moon Far Away, Neznamo, Шумы России и другие. Прекрасный альбом, выше всяких похвал.
«И отметины жизни на ветхой стене, фотографии с пленкой из пыли»... Не иссекает с каждым годом поток природоведческих записей, говорящих и звучащих об унылых наших просторах и милых сердцу пустошах и заброшенных деревнях. Народнический дух по-прежнему жив в русской интеллигенции и теперь, вступив на путь осознания и рефлексии опыта 20 железного века, окончательно уничтожившего традиционную культуру, он избирает своим инструментом не службу земским врачом или учителем – но быть музыкантом. И пытаться сквозь музыку донести до нас трагедию гибели русской традиционной культуры, перемешенной с серым подзолом, который ее когда-то породил безжалостным маховиком войн и террора 20-го столетия. Причем инструменты выбранные творцами могут быть самыми разными: от неистового Черного металла в исполнении СИВОГО ЯРА до лоуфайного фолк/эмбиента от МИРА ДРЕВО.
Альбом получился очень взвешенный и очень печальный, каковым ему и надлежит быть. Открывается переработкой народной песни (духовного стиха) «Грешный человече», когда-то услышанным мною в далеком уже 2005 году на альбоме прекрасной фольковой группы ВЕТЕР ВОДЫ «Свистопляска». Та композиция была максимально народной, и сыгранной на акустических инструментах. МИРА ДРЕВА привнес в исполнение индустриальную сталь и холод, но песня (ее исполнение) от этого хуже не стала.
Несмотря на множество эффектов, шумов и полевых записей у МИРА ДРЕВО получилось создать прекрасный, поистине народный альбом, украшенный великолепным женским вокалом Настасьи. Если говорить о ближайших аналогиях, то, на мой взгляд, альбом заслуживает сравнения с эталонными записями PRAGNAVIT и ЛИХОЛЕСЬЕ. Причем «Стих о Смерти» атмосферой неуловимо напомнил мне прагнавитовский «Cry Of Jurata» видимо общей балтийской атмосферой. Влияние Севера тем более ощутимо т.к. именно он отвечает за мастеринг альбома, и явно пропускает музыку МИРА ДРЕВА через себя и свое представление о звуке, которое тоже можно назвать эталонным. Отметился он так же игрой на флейте, варгане и диджериду.
Альбом, в обеих версиях – кассетной и дисковой оформлен великолепными иллюстрациями Валентины Мустаярви. Они (иллюстрации) словно являются с музыкой одним целым. Альбом просто потрясающий по своему гипнотическому воздействию на слушателя. Оторваться от его прослушивания практически невозможно, даже не пытайтесь. Раз за разом, словно холодными волнами Ладожского озера он будет накрывать вас, утаскивая на глубину, нашептывая голосами далеких предков хтонические тайны…
Когда взял в руки этот компакт-диск почему-то подумал, что услышу вполне себе обычный дрон-эмбиент, которым так известны молодцы с северных краев нашей родины. Что опять потом будут немного болеть уши, а непонятные синтезаторные пассажи надолго испортят карму моей рабочей комнаты. Но не тут то было. Я услышал практически Moon Far Away - грамотно продуманные аранжировки, потусторонние голоса, женский вокал и отзвуки былого. Как будто иногда просыпаешься в деревенской избе и тебя кто-то зовет. Бежишь радостный на звуки, а там никого. Только скрип ставень, играющие ночным ветром... И тишина.
Очень богатое всевозможными звуками полотно, которое не просто приятно слушать, интересно расслушивать. И все эти казалось бы хаотичные звуки на самом деле очень грамотно сотканы в одно целое, без которого теряется смысл концепции альбома. Флейта, варган, диджериду, множество других инструментов... Очень порадовала эта работа, которую я уже теперь стопроцентно могу поставить в один ряд с такими артистами, как упомянутые выше Moon Far Away, Neznamo, Шумы России и другие. Прекрасный альбом, выше всяких похвал.
«Отголосками полнилась даль. По разбитым проселкам гулял, перекатывал травы ветер, убаюкивал поздний сентябрьский студенец колыбельной грядущих туманов октября. Шумели в волглых прогалинах осины, тосковали по мареву июльского вечера. Старые морщинистые руки земли бережно укутывали трепещущие девичьи тела ранней изморозью. Журчали в тени косогоров стылые ручьи. А там, там по рекам, да по обочинам серых забытых трактов лежали былые деревни. Старые погосты хранили памятью далекие годы, но кто приветит, кто навестит их в поминальные дни? Скрипит на старом деревянном кресте ворон, словно и сам вторит подспудной потаенной грусти старых домов. Там, у колодцев зыбкие тени все кличут безмолвными голосами… Но не напиться студеной воды, не выплакать безутешных невидимых глаз. Где тоска и память сплетаются воедино на закатном плате багряного неба, где по околицам блазятся нездешние огни, но кто услышит отзвуки забытых песен, говор множества голосов в гуле навсегда остывших печных труб, скрипе прогнивших половиц… Лишь бредет по мокрой листве тень всеосени, погружая забытые деревни в вековечные сны без сна…»
Очень долго погружался в этот бесконечно родной альбом, напитанный тоской позабытого прошлого, уже не сохранившегося, но оставшегося в памяти старого дерева, шуме ветра и эха, которое все еще пробивается сквозь сны, сплетаясь в единую вязь генетической памяти, оставаясь в сердце последними днями летних вечеров, и долгими зимними ночами, когда безмолвно и маятно вспоминаешь то, чего и не знал, нитями интуитивно чувствуя бесконечно далекую Родину, оставшуюся в тишине Русского Севера, но впитавшую тепло срубов Восточной Сибири. Непревзойденно волшебный альбом, где электроника, народные инструменты пронизывающе бередят душу и голосом далеких песен, непроизнесенных слов, забытых духовных стихов, оставаясь на окалине осенних закатов…
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |