Wander

Wander

CD-R (лим. 150)
ZHB-XXXV


1. Wander [mp3]

длительность: 42:19
дата выпуска: 14 декабря 2012 г.
цена: 330 руб.

* bandcamp.com
* beequeen.nl/wander.html

Wander - дуэт из голландского города Неймеген, состоящий из Франса де Ваарда и Фреека Кинкелаара, также известный под именем Beequeen. Beequeen записывали экспериментальную музыку с 1989 года, однако в 2000 году было принято решение переориентировать этот проект в сторону более доступной "почти-поп-музыки", а отводить душу в создании абстрактных саундскейпов они стали в новом проекте Wander.

Эта запись была сделана во время русского тура Wander / Beequeen в октябре 2011 года в московском арт-кафе "Ex:Libris". Концерт не был импровизированным выступлением - в течение 42 минут перед слушателем предстаёт несколько совершенно конкретных композиций, связанных более абстрактными интерлюдиями. Фреек играет на гитаре, а также использует подручные средства для создания шумов, в то время как Франс заведует электроникой и полевыми записями. Как в хорошем кино, в своей музыке они затрагивают полный спектр человеческих эмоций: от беззаботных зарисовок с умиротворёнными гитарными пассажами до тревожных дарк-эмбиентных сцен и, конечно же, фирменных дроновых моментов с аккуратными текстурами и лёгкими шумами.



Рецензии

Дуэт Франса Де Ваарда и Фреека Кинкелаара "Wander", возникший в 2000 году как альтер-эго проекта "Beequeen", в рамках которого они решили создавать более "понятную" музыку, наглядно показывает, как даже самая оригинальная концепция не способна выдержать напора творческой активности. Изначально планировалось, что каждый релиз проекта будет выходить на определенном носителе и только один раз, постепенно охватывая все возможные и невозможные варианты - к счастью, авторы, остановившись в паре шагов от дискет и перфоркарт, покончили с этой идеей, издав свой второй CD. Также Франс и Фреек задумывали создавать музыку только с помощью органа, преобразуя его звуки в гул, но и эта концепция оказалась слишком узкой для людей, которые могут задействовать в своих перфомансах абсолютно любой предмет, находящийся в шаговой доступности. Пожалуй, неизменным осталось только слово "Wander", которое использовано в названии каждого релиза и каждой композиции дуэта - и это хорошо. А вот насколько это хорошо, могли оценить посетители московского концерта музыкантов, который состоялся в октябре 2011 года в кафе "Ex:Libris" и который теперь доступен благодаря стараниям лейбла "Железобетон".

Я на концерте не был, поэтому полагаюсь только на свой слух, который подсказывает мне, что исполнители начали свой сет, что называется, с порога. В начале пронзительно скрипят двери, стучат и позвякивают расставляемые на столе предметы для извлечения звуков, настраивается аппаратура, с помощью которой на протяжении сорока с небольшим минут будет генерироваться трескучий, но вполне себе смирный, однородный шум, поверх которого постепенно возникают различные "полевые записи", среди которых можно четко идентифицировать судорожное биение птичьих крыльев и интуитивно опознать эхо какой-то механической деятельности. Настроение довольно спокойное и созерцательное, лишь изредка валом накатывают тревожные отголоски темной звуковой активности. Впрочем, до ее истинного проявления еще далеко, а пока Кинкелаард берет в руки гитару и начинает извлекать из ее лаконичные, отстраненные пассажи, отлично вписанные в ночной концерт цикад и тишину, по которой судорогами проходят волны выше обозначенного шума да перезвон, получаемый путем постукивания по стеклянным чашкам. После тихой и абстрактной интерлюдии, между автомобильными гудками и шорохом помех возникает вибрирующий темный эмбиент, те самые преобразованные звуки органа, методично "заливающие" некое замкнутое пространство, меняющие его (и свои) акустические свойства. Постепенно накатывающая шизофрения, впрочем, изгоняется резонирующим колокольным звоном и все той же гитарой, флегматичность которой подчеркивается перевернутыми звуками дыхания, перепадами напряжения и скачущими амплитудами сигналов, на пике которых авторы, создается полное впечатление, молча и еще даже не заканчивая свое выступление, уходят со сцены через ту же дверь, через которую попали на нее в самом начале, забирая с собой только детские музыкальные игрушки, успевшие наиграть что-то такое сентиментально-наивное на прощание.

Для кого-то этот диск может стать хорошим напоминанием о концерте "Wander", кого-то познакомит с творчеством коллектива, а кому-то откроет его с новой стороны. В любом случае, любителям экспериментальной музыки пропускать этот релиз не стоит.

У глагола "wander", если посмотреть в словарь, имеется довольно большое количество смежных значений, и любое из них можно применить для описания деятельности одноименного голландского дуэта, но, конечно, основополагающим фактором будет являться некое движение. В ходе данного перемещения путешественники из Неймегена заглянули с выступлением в московское арт-кафе "Ex:Libris", запись которого и прилагается на диске - на добрую память всем посетившим это мероприятие осенью 2011 года, и для приятного прослушивания остальным желающим.

C самого начала обращаешь внимание на то, что данной работе неведома скованность, порой присущая иным живым записям: действо определенно не ограничивается одним помещением, звуки блуждают, теряются и скитаются по разным дорогам, накладывая многочисленные маршруты на слушателя, и тому рано или поздно попадется под ноги такая тропинка. Начиная свою запись со скрипа дверей, авторы намекают скорее на выход, нежели на вход, без обиняков предлагая отложить все насущные дела и пуститься с ними в путь, налегке и, без всякого скарба - просто полюбоваться замечательным видом с холмов. Открывающиеся отсюда пейзажи представлены немного дождливыми, но теплыми красками уходящего дня, окруженного неизменно-приятными полевыми записями и небольшими гитарными зарисовками, которые постепенно истекают в равномерный резонирующий гул, вытянутый из органной реверберации. Доверительно похрустывают и потрескивают, словно костер, частоты (хотя, вполне вероятно, что это кто-то из музыкантов в действительности ворошил угли, держа наготове диктофон) и, переваливая за середину, релиз наливается спелой плодовой тяжестью, звуча одним целым потоком, частью которого, несомненно, является и слушатель. В этот липовый цвет очень легко провалиться, забывшись в полудреме, и когда исчезает последний гитарный отзвук, в наступившей тишине непросто понять - остановился ли уже диск или молчание в наушниках является продолжением работы. Наслаждаясь таким послевкусием, хочется еще немного посидеть, расслабившись, вслушиваясь в предложенные авторами яркие стереопанорамы.

Не требующий каких-то специальных навыков и познаний, "Wander" доставит удовольствие любому слушателю: это открытый и готовый ко всяческому общению релиз, которого хватит гораздо больше, чем на один вечер. Красивый музыкальный интерьер из Нидерландов, без проблем вписывающийся в диапазон всякого помещения и наполняющий его мягкой атмосферой эмбиентального уюта, особенно приятной в долгие зимние вечера.

Немолодые мужчины играют музыку. Дуэт Франса Ваарда и Фреека Кинкелаара деловито шуршит электроникой, позвякивает гитарой и побрякивает тем, что попало под руку в тот октябрьский вечер 2011 года. В двух шагах от TROUM, в полумиле от KAPOTTE MUZIEK, через дорогу от BEEQUEEN. Эмбиент, твердо стоящи на земле всеми своими четырьмя ногами, и если и запрокидывающий голову к небу, то заботливо прикрывающий глаза "козырьком" из сложенных ладоней. Минимум вольностей и неопределенности - музыканты отыграли с десяток пьес, сомкнутых в пространстве концерта эпизодическими импровизациями. При желании можно без труда восстановить трек-лист всего сета, благо, все релизы WANDER займут меньше места, чем очередная футболка вашей любимой группы. Слово "drone" вертится на языке, но лепить его к этому альбому совершенно не хочется - эти 42 минуты не так безнадежны, как того требует диагноз. Ландшафтная музыка, загнанная в деловые кварталы городов: сады камней и водяные мельницы в витринах торговых центров и супермаркетов: ни ног не промочить, ни заблудиться. Но нет ли здесь подвоха? Почему обложка, достойная текстов Сорокина и Масодова, обещает битву с Дикими гитарами, а по факту мы получаем приключения Карика и Вали?

Денис Ведерко, Машинное Отделение.

© 2002-2022
Radionoise.ru