Мира Древо - Острова

Мира Древо
"Острова"

CD-R (лим. 77)
ZHB-XXXIX


1. Острова

длительность: 47:54
дата выпуска: 22 апреля 2014 г.
тираж закончился

* bandcamp.com
* vk.com/mira_drevo

Второй релиз питерского проекта Мира Древо после CD-альбома "Озёр небеса" (BioSonar^EleKtro / ZHB Distribution Division, 2012) представляет собой концертную запись, сделанную 13 сентября 2012 г. в Галерее Экспериментального Звука (ГЭЗ-21). Выступление было импровизированным, без использования минусовок и фонограмм, за исключением нескольких заготовленных сэмплов и полевых записей с ладожских берегов. Среди прочих инструментов тремя участниками проекта использовались духовые и перкуссионные инструменты, голос, гитара и эффекты. При помощи этого набора им удалось вживую создать удивительно плавный и органичный поток коловращения северных природных образов: текут ручейки среди замшелых камней, летят искры сухих сосновых поленьев, отгоняя леших и прочую нечисть, ветер сквозит между могучих сейдов, и безграничное небо раскрывает умы, растворяя их в единстве с величием и красотой Матери-Природы.



Рецензии

Слушаю такие альбомы не без гордости за свою страну – все-таки далеко не каждый житель этой Земли может похвастаться безграничными просторами своей Родины, по которым нога человека ступает не очень часто, но именно этому человеку Мать-Природа готова открыть тонкие и вечные взаимосвязи между ним и окружающим миром, историей его народа, ставшей заветами Традиции, и ее влиянием на настоящее и будущее. «Острова» - второй альбом питерского проекта «Мира Древо» и их первый «концертный» релиз, запись которого состоялась в Галерее Экспериментального Звука 13 сентября 2012 года. Музыка русского севера (который музыканты, надо полагать, не раз заставали в благоприятный, летний сезон, проводя долгие ночи на берегу Ладожского озера и слушая только окружающие звуки и невероятную для городского жителя тишину), в которой нет ничего лишнего: только журчание рек, их клокочущие водовороты, шорох волн и гул, поднимающийся темными ночами со дна, голоса птиц, треск костра, еле слышные разговоры ветра, деревьев и травы, тихий гитарный эмбиент и манящий шепот самодельных дудочек и флейт, ставших неким синонимом исконно народной музыки. Еще поющие чаши и колокольчики, чей перезвон все время доносится будто бы издалека, словно неуловимый Зов, манящий за собой, плюс различные электронные сэмплы и сигналы, словно пойманные на радиоволнах послания других (скорее всего, параллельных) миров, обитатели которых решили открыться именно на этом сакральном пространстве, а, может быть, они всегда обитали здесь под масками леших и прочих лесных и речных духов. Конечно, легко принять эту музыку как отчет о путешествии ее авторов и сконцентрировать внимание на ясных и понятных образах, легко и быстро замещающие атмосферу клуба или уютные стены дома; с другой стороны, так и тянет поразмышлять о метафизическом смысле альбоме, представив, что все мы, люди – это островки в Великой Реке Жизни…ну, сами знаете, как тянет пофилософствовать в описанных выше условиях. Отличный, по-хорошему «уносящий» альбом, заканчивающийся то ли заклятием, то ли наставлением женской ипостаси неких мистических и древних сил.

Мы никогда прежде не видели и не слышали настоящей земли. Лишь облепленные водорослями киты, словно отколовшиеся куски илистого дна, медленно проплывали под нами в лазоревых безднах, да миллиарды звездных отмелей зажигались в небе, когда смолкали багровые волны заката. Но мы знали, что где-то – пусть за тысячу верст – есть Острова, на которые выкатывается плеск наших челнов… Мира Древо позволяет стать таким первооткрывателем-первопроходцем, которому суждено впервые почувствовать эти берега – те, что не показаны ни на одной карте.

Такие «Острова» можно найти только когда догорает вечерняя заря: тогда они появляются из-за горизонта, покрытые вороненой, против света, лесной косматой шерстью. Они медленно приближаются, как созвездие, дожидающееся своего часа, но уже можно расслышать, как зазвучали в них потревоженные струны и тихий растительный гул. Постепенно обозначаются акустические контуры ландшафтов, где, с любовью, эмбиентальными линиями обведены каждый изгиб, каждый минерал и каменная трещина. Деревья же и кустарники, под стать своему возрасту, там оплетены шорохами, которые своей зрелой тяжестью пригибают ветви и листву с гудящими горькими соками к рыжим сумеркам мхов. «Острова» подобно Земле вращаются вокруг своей оси, раскрывая всю пленительную красоту покрывающей их природы; это грациозное движение, расставляющее по ходу повествования альбома необходимые интонации, практически незаметно и всегда возвращает нас к отправной точке уходящего лета. Окружающие краски становятся все насыщенные, а потом вдруг начинают тускнеть, истекая в другие сферы, но эта музыка не дает исчезнуть им окончательно, оставляя теплые, точно костры, оттенки, которые напоминают о самом главном.

Среди этих оттенков «Острова» выявляют некую, обычно невидимую, границу между природой и человеком (чем приятно напоминают и дебютный альбом проекта «Озёр Небеса») и помогают переступить этот рубеж. Именно тогда «по эту сторону» многое можно услышать и подслушать, а о многом можно просто догадаться. Все происходит так, как будто человек заново учится слышать: он благовейно замирает, пока его слух пробует «на ощупь», «на звук» открывшийся мир, примеряется к его гармоничному музыкальному размеру: к первым звукам дождя, звону колокольцев, дуновению дудочек, речному плеску... Куда бы здесь не направился слушатель – травы пойдут по его следу, ломая стебли и роняя семена, которые очень скоро прорастут новыми эмбиентальными текстурами и дополнят своими колосками живое музыкально полотно. Авторы не просто бережно запечатлели умиротворяющую атмосферу родных просторов, но сделали это с позиции все той же дивной природы, которой неведомы пределы, и поэтому концертная запись звучит везде и отовсюду.

«Острова» - это лишь начало, за которым лежат целые континенты, планеты и вселенные. И хочется верить, что Мира Древо «прорастет» и туда своими корнями, чтобы мы могли услышать продолжение его волшебных историй. Искреннее, по-настоящему живое творение, которому все наши чувства отвечают такой же живой взаимностью и любовью.

Туманная тишь предрассветного леса лишь казалась безжизненной - по мере того, как наши шаги становились все осторожнее, тем краше она раскрывалась узорами звуков и запахов. Пьянящий аромат сырой земли и свежевыросших грибов примешивался к сладковатой прелости первых осенних листьев. Блестящие узоры, оставленные улитками на больших листах, словно загадочные вязи древней письменности, пытались рассказать нам некую тайну. Но лес продолжал оставаться бессловесным, каким он был всегда, задолго до впервые посетивших его людей. Вот тишину нарушили первые, еще сонные, крики птиц. Вот зашелестели кустарники поддаваясь чьим-то мохнатым бокам... По приблизившемуся журчанию и плеску воды стало ясно, что впереди нас ждет водоем, его шепот все сильнее выделялся из песни своего небесного побратима - утренней туманной мороси, так и не решившуюся перейти в дождь. Присутствие человека на этом альбоме скрывалось недолго - но его голоса, инструменты и извлекаемые из них мелодии выросли их общей картины так же органично, как мхи покрывают собой старые камни или как волны ласкают песчаный берег. И чем дальше, тем насыщеннее становилось повествование: вот мы уже в лодке, пересекаем озерную гладь, находя ориентир в стелющемся тумане только по бряцающим вдали колокольчикам; затем проступающие очертания острова внезапно пугают своей чернотой, а дальше началось нечто совершенно сверхъестественное - нас опутали сети шепотов и переливов, капли воды на листве превращались в лица, а утреннее солнце оказалось не в силах разогнать туман, который окутывал нас все плотнее...

Только пуская в ход полузабытые заклинания, извлеченные из родовой памяти и детских сказок, можно развеять наваждения, создающиеся затаившимися силами "Островов". Полностью вживаясь в полотна, сотканные проектом Мира Древо, можно прочувствовать интуитивно раскрывающуюся историю этой музыки. В спешке, на ходу, он покажется лишь набором перемежающихся звуков, в то время как Мира Древо своим дебютным альбомом уже доказали, что чего-чего, а поверхностной музыки от них ждать не приходится. На данной записи приняло участие три музыканта, и сделана она "вживую" в знаменитой "Галерее Экспериментального Звука" города Санкт-Петербурга. Звучание акустических инструментов переплелось с полевыми записями, привезенными с Ладожского озера и различными эффектами - от незамысловатого дилея, до витиеватых игр с зацикливанием отдельно выуженных из общего потока звуков. Сферы акустического гула и шероховатые всплески шума удерживаются в пределах "органичного" звучания, нисколько не нарушая природолюбивой красоты альбома. Как можно было уже понять из описания выше, одними пейзажами дело не ограничивается, и ближе к концу диска мы проходим магическое испытание на прочность, стараясь не заблудится в невероятном сгустке образов-наваждений, пытающихся сбить с пути, увести почву из под ног, "обвести вокруг пальца" - как говаривали раньше. Тем не менее, в конце нас ждет "хеппи-энд" - вихри миражей рассеиваются, шепоты духов уступают птичьим трелям, и в завершение мы слышим стихи, из которых понимаем, что день уже на исходе - на озеро спускается ночь, а мы по-прежнему стоим на берегу загадочного острова...

© 2002-2017
Radionoise.ru