The Infant Cycle
CD (лим. 300) |
"Drop-out Center" - юбилейный альбом проекта The Infant Cycle, отмечающий 20-летие личного творческого путешествия канадского музыканта Джима ДеДжонга, начавшегося в ноябре 1992 года после его выхода из состава группы Mind Skelp-cher. За это время Джим успел записать и выпустить внушительное количество материала как на своём собственном значке The Ceiling, так и на других уважаемых андерграундных лейблах, таких как EE Tapes, Drone Records, Afe Records и др., и это его второй полноформатный альбом на CD после диска "The Sand Rays" (Diophantine Discs, 2009).
Альбом вобрал в себя девять абстрактных композиций, записанных с характерным для Джима подходом. Используя такие источники звука, как коротковолновое радио, поверхность винила, видеоплёнку, птичью клетку, а также более "нормальные" инструменты (бас-гитару, электромандолину, синтезатор Korg Poly-800), он создаёт медленно дрейфующие многослойные текстуры с порой неожиданными остановками и поворотами повествования. Чёткий хрустящий звук переднего плана оттеняется мягкими фоновыми волнами резонирующей обратной связи, образуя интеллигентный электроакустический дроун с шершавой осязаемостью, медитативностью и даже некоторой романтичностью. Это музыка, пробуждающая воображение и легко рисующая образы в уме слушателя... "Turn on!"
Вышедший в один день с альбомом от северного проекта Мира Древо “Озёр Небеса”, этот релиз уводит от тихой Ладоги любого желающего на другой континент – в Северную Америку, а если точнее – в Канаду, где стараниями Джима ДеДжонга слуху предстает совсем другая (оборотная) сторона музыки.
“Drop-out center” это явление молекулярных масштабов, где от царапины на виниловой поверхности до смоляной бездны черной дыры всего один шаг/звук. Структурированные, с жесткими ребрами текстур, архаичные шумы злокачественными опухолями набрасываются на распространяющиеся в упругой среде механические колебания, отвоевывая фронтовой строй своих частот; они цепляются за каждый выступ, за каждую незанятую плешь, в должной степени открывая все свойства задействованных в записи материалов и инструментов (список коих приводится на внутреннем развороте обложки). Гексы дрожащих, прерывающихся сигналов могут напомнить пульсацию умирающей звезды: ее ровное водородное сияние деформируется в грубой земной атмосфере, но кропотливо выстраивая пунктирные линии альбома, можно поймать верный курс, и ответным импульсом вскинуться навстречу. Нетривиальный абстракционизм, заложенный в альбоме, представляет собой запатентованный способ открытия новых звуковых материй, а здесь The Infant Cycle предлагает именно такие – во всяком случае, едва ли где-то еще в мире, кроме поверхности этого диска, существуют подобные музыкальные формы. Шероховатые, порой даже резкие, экспериментальные инсталляции своими цикличными маневрами взбивают тугой войлок drone, наполняют его своей окалиной, ведя свое повествование где-то за привычными рамками восприятия, и взаимодействуя с самыми отдаленными участками головной коры – это еще только негатив ассоциаций и образов.
Нетрадиционно-ориентированная музыка, как способ изолированно-нвербальной манифестации материи – где-то на стыке этих понятий обретает себя “Drop-out center”. Аккуратному внешнему виду, Джим ДеДжонг предпочитает необработанные швы изнанки, прострачивая ими в определенных местах ткань бытия, и нельзя сказать, что этот выбор необоснован. Весь представленный искаженный звуковой перифраз взывает к умозрительным понятиям, которые в большей степени напоминают необработанную руду, а получить из нее необходимую форму – это уже предлагается непосредственно слушателю и зависит от каждого конкретного «мастера».
Размытый, словно световые узоры вечерних фонарей на обложке, этот релиз маневрирует на высокой скорости среди привычных, «оседлых» стилей, и он обладает всеми качествами, чтобы вытянуть и слушателя в это движение, после которого на сетчатки памяти остаются характерные отметины.
Силясь постичь природу музыки, некоторые исполнители решительно выходят за традиционные, а где-то даже и за разумные пределы, выискивая истину на самой границе между звуком, шумом и полной тишиной. Некоторые подводят музыку к этой границе в буквальном смысле: берут, например, пластинку и слушают ее до самого конца, ловя момент, когда игла, упираясь в бумажное «яблоко», скользит в виниловой пустоте с легким треском. Вроде бы и музыка уже кончилась, но те тихие звуки, которые мы слышим из динамиков – разве это не ее следы, не ее чистая суть, еще не сделавшая шаг в полное безмолвие? Интересно и то, что из этих звуков можно сделать, если приложить немного творческих усилий – а сделать, как показывают творения канадского проекта «The Infant Cycle», можно многое.
Со сборником «Drop-out Center», отмеченным «железобетонной» гарантией питерского лейбла, Джим ДеДжонг продолжает отмечать 20-летний творческий юбилей, начало чему было положено недавней компиляцией «Left Ear Revolt». Для кого-то «The Infant Cycle», несмотря на внушительный стаж, в силу своей обычной малотиражности станет открытием – и, скорее всего, открытием очень интересным. Джим относится к тем музыкантам, которые, как говорится, «гнут свою линию». У него свой подход к созданию музыки и свой инструментарий, среди которого вышеуказанные виниловые пластинки занимают существенное место, но не преобладают над застывшим гулом, пост-роковыми пассажами, полевыми записями, звуками аналоговых синтезаторов и шумами коротковолнового приемника. Да, еще забыл про электрическую мандолину и птичью клетку – у Джима все идет в дело. И дело того стоит. На «Drop-out Center» есть короткие, более шумные зарисовки, где запускаются на большой скорости детские игрушки «волчки» (ускоренные петли винилового треска), а шорох, получаемый с помощью иглы, зацикливается в монотонные и грузные ритмы, неожиданно проваливающиеся в уличный гомон и раздраженную струнную дрожь. Но основная масса альбома – долгие, гипнотические композиции, где мечтательная статика приглушенного гитарного эмбиента стелется туманом над трескучими, шипящими и нервно пульсирующими шумовыми «крошками», заботливо собранными в абстрактные узоры и ломаные ритмы в духе IDM, медленно вгоняющие в транс. Находится место не только для тихого и даже вкрадчивого скрежета, собранного с проволочного каркаса клетки, но и для ее обитателя – впрочем, чиканье маленькой птички вполне может быть очередной звуковой обманкой от «The Infant Cycle», как и многое из того, что звучит здесь. Истинной выглядит только почти что кейджевская тишина в финале «Pape», которая заставляет по-новому посмотреть на звуковые коллажи канадца.
«Drop-out Center» идеален для вечерних прогулок по городу, во время которых, кажется, и рождались основные идеи этого сборника. Под его впечатлением можно заметить, как уличная какофония с ее обрывочными шумами создает музыкальный рисунок со своими закономерностями. Еще музыка канадца похожа на фотографии, сделанные с большой выдержкой – каждый мимолетный звук оставляет здесь свой долгий яркий след, образующий вместе с остальными отпечатками новую картину привычной реальности.
Каждый предмет содержит в себе звук, нужно лишь найти способ его извлечь. Истина, казалось бы очевидная, да только не спешите причислять ее к банальностям. То, что звук извлечь можно из чего угодно и так понятно, да только каким он будет? Ведь большинство предметов, нас в повседневности окружающих, издают не такие уж и приятные звуки. Любителю шума легко угодить, можно просто колотить ложкой по столешнице, а вот как сделать музыку из бренчания птичьей клетки? В электронном звукотворчестве немало умельцев, но лично мне всегда было интересней слушать музыку, полученную из материальных объектов. Вроде бы разницы никакой, все равно ведь каждый звук искажается до неузнаваемости, однако есть что-то фундаментальное в самом факте извлечения такого трансцендентного явления как музыка из сугубо материального пространства.
Джиму ДеДжонгу неинтересно записывать инструменты как полагается, он использует лишь обрывки их звучания, заевшие пластиночные петли, бытовые шорохи и едва заметный шум динамиков. Для него разницы между птичьей клеткой и мандолиной не существует, есть лишь интрига в том, как извлечь из них непривычный звук. Их вышесказанного может сложится впечатление, будто на диске звучит какофония бытовых звуков, но на самом деле там нечто практически противоположное. Пространство альбома изящно структурировано, выверено, подобно ладно смазанному механизму. В чем-то даже слишком красиво, чтобы быть причисленным к простой механике. Композиции альбома, подобно кропотливо собранным спичечным домикам, очевидно записаны в неком медитативном состоянии, что не может не проявится в их влиянии на слушателя. Спирально затягивающие петли звука длинных треков напоминают пост-рок в исполнении Tortoise, искусно нанизанный на протяжные нити электроакустического эмбиента в духе Лоуренса Инглиша (Lawrence English) или Тейлора Дюпри (Taylor Dupree). Кульминационная и, бесспорно, самая впечатляющая композиция Shiny Venus Part 2 показывает еще один интересный характерный для Джима прием - звуки, составляющие музыку, постепенно приглушаются, уплощаются, словно истираясь в долгом повторении, будто бы заслушанные кассеты или пластинки.
Прослушивание этого диска создает особое настроение, охарактеризовать которое через прилагательные сложно, разве что через их отрицание. Безэмоциональное, отвлеченное, рассредоточенное - звуки стрекочут и щелкают, а внимание ускользает все дальше и дальше, делая окружающее видимым будто бы сквозь выпуклое увеличительное стекло. Когда растянутые контуры предметов замыкаются в сферу, исчезает грань между звуком и светом, ощущением и действием, тишиной и сном. Все становится бесконечным, теряя контуры материальности и временной протяженности. Музыка Drop-out Center развоплощает окружающую действительность, давая увидеть "вещь в себе" каждого предмета или явления. Звук. Тишина. Звук. Тишина. Точно по центру между ними.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |