Cyclotimia - Sci-Fi Music: Soundtrack to a Nonexistent Movie

Cyclotimia
"Sci-Fi Music: Soundtrack to a Nonexistent Movie"

CD (лим. 500)
ZHB-XXVIII


1. Battlefield [mp3]
2. Droids I
3. Front Line
4. Fields of Peace
5. Base [mp3]
6. Time and Space
7. Sleep Factory
8. Mission
9. Colonies I
10. Colonies II [mp3]
11. Rescue
12. Ending
13. Spacecake
14. Quiet Night
15. Droids II
16. Droids' Ceremonial

длительность: 50:01
дата выпуска: 30 октября 2010 г.
цена: 250 руб.

* bandcamp.com
* cyclotimia.com

Новая работа отечественных мастеров электронного аудио-ландшафта, как и следует из названия, представляет собой саундтрек к несуществующему фантастическому фильму. Как говорят сами музыканты, будучи почитателями old-school Sci-Fi / Cyberpunk жанров, они давно испытывали желание написать музыку в духе звуковых дорожек научно-приключенческих блокбастеров 70-80-х годов... Битвы на звездолетах, инопланетные колонии, телепортация, загадочные церемонии дроидов - лишь часть образов, рождающихся под воздействием этой музыки. Альбом содержит как динамичные ритмичные "боевики", так и тревожный космический эмбиент и авангардные неоклассические пьесы.



Рецензии

Фильм, для которого дуэт «Cyclotimia» сочинил саундтрек, не только не имеет названия, он вообще никогда не существовал и вряд ли уже увидит свет – но, если представить себе несколько иное развитие мирового кинематографа, то кинокартина эта вполне могла бы занять место где-то между «Звездными войнами» и «Бегущим по лезвию бритвы». Это если судить по той музыке, о которой пойдет речь дальше. Московские музыканты, отвлекшиеся на время от биржевых сводок и индексов, показали иную сторону своего творчества, проявив себя людьми, ностальгирующими по давно ушедшей космической романтике, когда верилось не только в то, что на Марсе будут яблоки цвести, но и в более глобальные и интересные вещи. В этой музыке оживают мечты о колониях на далеких планетах, заселенных роботами, космических сражениях, открытиях новых миров и прочих удивительных событиях, ныне отданных на откуп писателям-фантастам, а тогда, еще лет тридцать-сорок назад, казавшихся свершениями практически завтрашнего дня.

Собственно, музыка – композиции, представленные здесь, можно условно разделить на несколько групп. Одна из них – это ритмичные вещи, отдающие дань уважения космической электронике семидесятых, с выраженным влиянием не только отцов-основателей вроде «Tangerine Dream» и Клауса Шульце, но и более поздних индустриальных актов «Front 242» и «Front Line Assembly», следы ранних работ которых можно обнаружить в треке с говорящим названием «Front Line». При этом, памятуя о том, что это все-таки пусть и условный, но саундтрек, авторы не забывают подчеркнуть напряжение существующих в их воображении сцен фильма «симфоническим» размахом, возвышенными хоралами и мрачноватыми бэкграундами, наложенными на пульсирующий ритм и мельтешение аналоговых сигналов на фоне пронзительных волн синтезатора Муга. Особенно показательные в этом плане вещи – «Battlefield» (полностью передающая смысл названия за счет маршевой основы), «Base», и все части «Droids», в которых местами слышны отсылки к музыке из «Тайны третьей планеты». Вторая, условная, группа – абстрактные зарисовки «Fields of Peace», «Colonies 1 & 2», «Quiet Night». Они выполнены по канону знаменитой «Memories of Green» Вангелиса, на которую они закономерно похожи, чего авторы и не пытаются скрывать. Блуждающие в задумчивости электронные сигналы, не способные оформиться во что-то цельное, окружают меланхоличные партии клавишных, грустные импровизации, напоминающие разрозненные эпизоды воспоминаний и видений, всплывающие в сонном сознании. И, наконец, третья группа, в которую можно выделить часть треков – короткие фоновые зарисовки, призванные заполнить пустоту между диалогами героев или раскрасить какой-нибудь инопланетный пейзаж, по которому скользит взгляд камеры. Без них настоящий саундтрек обойтись не может и данном случае они абсолютно на своем месте.

Очередное, после альбома «Celestis», обращение к теме космоса получилось у «Cyclotimia» очень удачным – может быть, эта тема должна стать превалирующей в их творчестве? Они по-прежнему творцы не запоминающихся мелодий, а запоминающихся звуковых пейзажей, что в данном случае только на пользу, поскольку помогает включить фантазию, которую ничто не отвлекает, на полную мощность. На полном основании и во всех смыслах – фантастическая музыка.

Это не честный релиз – эдак, можно вполне не создавая фундамента строить дома, которые будут парить в воздухе, словно воздушные шарики и... улетать в неведомы дали, помахивая вслед дверьми. Последние годы Cyclotimia трудятся хоть куда (ну или трудились до этого, а сейчас лодырничают, и выпускают наработанное – сочинение данной работы датировано в буклете 2008 годом), выпуская в год по релизу, но если предыдущий слышанный альбом (а он на самом деле уже двухлетней давности) имеет глубокую атмосферно-смысловую подоплеку, то поймать за хвост ее на "Sci-fi Music" невозможно: видано ли это, написать сопровождение к тому, чего даже не существует?!

Дуэт написал саундтрек к научно-фантастическому фильму, которого еще нет, тем самым ослабив восприятие отсутствием, причем без возможности "докупить", визуального компонента. Ни сюжета, ни сценария, одна музыка почти на час расслабляющего отдыха. Музыканты остались в рамках своей творческой направленности, лишь только уменьшив долю чистого ambient в своем полотне, ставшего фоном для очень мягкого, эфирного industrial (наверное, можно поименовать его esthetic future-pop) с детальками минималистичной аналоговой электроники и воспоминаниями о религиозных ранних работах. Смешивающийся в наполненный, но не грубый фон бас-семпл с синтезаторами колышется под пощелкивающий и цокающий бит, при всей своей сонности не лишенный драйва. Он чуть меньше чем rhythmic noise, чуть больше одноклеточного glitch, и полностью прямолинеен, лишен загогулин, изломов и напряжения. Несколько треков ("Battlefield", "Time And Space") в попытке оправдать свое название, являются громоподобными среди бескрайней тишины диска, с оркестровками, и напротив, интерлюдиями стоят лишенные ритма рельефы "Fields Of Peace", "Sleep Factory". Между ними, то живой Kraftwerk, то неживой Twin Peaks – именно на него похожи композиции с фортепьянными аккордами, вроде "Colonies 2". Зато вот за "Rescue", "Spacecake" с почти эстрадной, легкой и цепляющей мелодикой можно хвалить бесконечно.

Вот тут недавно вышел фильм "Tron: Legacy", а вместе с ним его саундтрек в исполнении Daft Punk. Музыка замечательная, идеально вписавшаяся в фильм, и слушабельная без него. В альбоме по кино есть драматургия, и по музыке можно проследить сюжет виртуально. Это к тому, что Cyclotimia, немного опередила их, но проиграла по качеству материала – более медитативного, чем интересного, что становится неприятной традицией – и утопила себя в отсутствии этого самого фильма, течение которого можно проследить только по названиям песен. Сценарий работы остался также несуществующим, для слушателя точно. Абстрагируясь от особенностей и истории творчества – все не плохо, вспоминая, все не так хорошо.

Maliceth aka Алк., Metal Library.

Еще одна новая пластинка москвичей CYCLOTIMIA, которые, похоже, решили завалить рынок альтернативной музыки своими опытами. Пластинка носит подзаглавие Soundtrack to a Nonexistent Movie, то есть этот альбом – звуковая дорожка к несуществующему фильму.

Не знаю как вас, а меня уже бесит, когда я читаю, будто альбом такой-то – это звуковая дорожка к несуществующему фильму. Это реально превратилось в клише, и только ленивый музыкант за свою карьеру не написал якобы звуковой дорожки к якобы кинокартине. А еще школьники, пытающиеся быть музыкальными критиками, очень любят описывать музыку, о которой сказать особо нечего, как “перед нами звуковая дорожка к несуществующему фильму”… Люди, неужели в наши дни еще кто-то считает, что фильм – это очень круто? Лет 30 назад да, с этим можно было бы согласиться, но сегодня… фильмы снимают везде и все: кто-то на компе во флэше что-то мастерит, кто-то на дешевую видеокамеру зомби-трэш креативит, кто-то на мобилку порнушку домашнюю… интернет завален кинохламом, а уж звуковыми дорожками к нему… впрочем, я отвлекся. Все, что я хотел сказать – описалово типа “звуковая дорожка к несуществующему фильму” – это не круто.

Теперь о музыке. Новые композиции CYCLOTIMIA отбрасывают нас лет на 30 назад, во времена фантастических фильмов с жестяными роботами, несуразными плечами в костюмах героев и диких стоящих дыбом из-за килограммов лака причесок. Пересмотрите первые серии “Звездных войн”, советскую фантастику – это самое оно… Минималистичная винтажная электроника без претензии на что-то оригинальное и прорывное, звуковой поп-корн для ностальгирующих по наивным аналоговым временам.

Представителям молодого поколения Sci-Fi Music может показаться дикостью и примитивизмом, людям постарше пластинка откроет порталы времени, освежив воспоминания о молодости. Кто-то, услышав композиции Sci-Fi Music, вспомнит первые звуковые дорожки к компьютерным играм (Battlefield, например, навевает образы первого Warcraft и Dune), кто-то решит пересмотреть киноклассику киберпанка, кто-то во всем увидит явный отсыл к добрым и любимым работам дядьки Гласса и KRAFTWERK, ну а кто-то затоскует по денькам зарождения электронной танцевальной музыки – финальный трек уж дословно цитирует U96… Повторюсь, каждый услышит на пластинке свое. Она апеллирует к прошлому, к добрым временам молодости, которые становятся еще добрее с каждым новым годом.

Лично я нашел пластинку немного затянутой… с другой стороны мне никто не обещал легкой музыки.

Безусловно, вы вряд ли испытаете катарсис от прослушивания Sci-Fi Music, но мне кажется, жалеть о потерянном на прослушивание пластинки времени, вы тоже не станете.

Порой можно встретить мнение, согласно которому данный альбом московского проекта Cyclotimia обвиняется в «неискренности», но если судить объективно, становится ясно, что это – очень честная (может быть, даже личная) работа. Как минимум "Sci-Fi Music” – это дань той замечательной и загадочной эпохи середины прошлого века, когда космическое пространство стало приобретать для человека более ясную форму. Однако, уже после полетов «Вояджеров» стало ясно, что никто не скрывается в песках Марса, под облаками Венеры не зеленеют леса, да и на Сатурне едва ли есть жизнь – и чисто космическая романтика, которую несколько десятков лет развивали писатели-фантасты, стала истощаться и переходить на более «философский» уровень. В наше же время пережить те чувства действительно можно лишь посредством книг – и на данном фоне музыка этого альбома служит превосходным другом, который может помочь вернуться в самое начало. Мелодии, будто сыгранные на самых первых синтезаторах (хотя, может быть, так оно и есть), разнообразные «космические» звуки (которые словами описать невозможно), вызывают стойкие ассоциации с теми литературными произведениями/фильмами, которые каждому приходилось хоть раз в жизни видеть или слышать. В этом контексте этот альбом представляет собой собирательный образ всех «классических» научных штампов, всего того, что могло бы быть. Возможно, это тот редкий случай, когда музыка берет не своей глубиной (музыкальные полотна в своей основе, все-таки, максимально просты), но своим многообразием и разнообразием – композиции действительно будто выбраны из сцен некоего фильма, и в своей атмосфере в полной мере передают и погони на космолетах, и вращающиеся космические базы, и подземелья неизвестных планет. Cyclotimia здесь предлагает слушателю вполне реальную систему мира, но ловко прячет среди нее свои музыкальные артефакты, сглаживая суровую реальность – действительно, все равно что читать сборник научной фантастики, погружаясь в мир произведения.

Музыка, как уже говорилось, на этом альбоме очень проста, но это, определенно, не от недостатка фантазии авторов (достаточным аргументом может послужить, вышедший в том же году альбом "Celestis”) – здесь просто отсечено все лишнее. Пусть на "Sci-Fi Music” не сокрыто каких-то подсознательных глубин, зато атмосферное разнообразие треков наверняка сможет попасть под любое настроение. А некоторые треки ("Quiet Night”, "Sleep Factory”, "Fields of Peace”) выделяющиеся на фоне космических интерлюдий без всякого сомнения не раз и не два отправятся на повтор.

Иными словами, каждый сам решит, насколько искренен этот альбом, но Cyclotimia честно и серьезно предлагают стать вам режиссером этого, пока еще не существующего фильма. Саундтрек уже написан и теперь дело только за слушателем. "Sci-Fi Music” – это прекрасный образчик отечественной электронной музыки, к тому же в таком музыкальном ключе космос освещается все реже и реже, сдавая позиции бессознательным трипам. Диск будет замечательно подойдет к вышеупомянутому "Celestis”: пока лунные прогулки не стали обыденностью, самое время вдохнуть тот воздух первооткрывателей.

Isawald, Radiodrone.

© 2002-2016
Radionoise.ru