Anthesteria - Фобос 1953 (OST)

[оформление полностью]
[цифровой релиз "в контакте"]

Anthesteria
"Фобос 1953 (OST)"

CD (лим. 500)
ZHB-XXVI


1. 1953
2. Inside the Bunker [mp3]
3. Psychokinesis [mp3]
4. Mercurial Shower Facility
5. Electric Shadows
6. The Cell
7. Black March [mp3]
8. Shortwave Solitudes *
9. Electric Shadows (live) **

видео 1: "Фобос 1953" - презентация [youtube]
видео 2: "Фобос 1953" - игровой процесс [youtube]

* - записан проектом Soundediting.ru
** - концертная запись 15.01.2010 в "ГЭЗ-21"

длительность: 41:02
дата выпуска: 05 апреля 2010 г.
цена: 500 руб.

BANDCAMP | CDBABY | ITUNES | ЯНДЕКС МУЗЫКА | GOOGLE PLAY | AMAZON

Имя Anthesteria хорошо известно ценителям отечественной постиндустриальной музыки. Этот проект выпустил два сольных CD-альбома, совместную работу с группой Стальной Пактъ и ряд треков на различных сборниках, после чего лидер проекта Георгий Белоглазов основал собственную мультимедиа-студию Phantomery Interactive и сосредоточил своё внимание на создании компьютерных игр с нестандартным авторским подходом.

После выпуска нашумевшей игры "Sublustrum", пропитанной духом декаданса, стим-панка и мрачного сюрреализма, весной этого года вышел новый психологический квест - "Фобос 1953". Действие квеста происходит в марте 1953 г. в заброшенном советском бункере - месте проведения странных экспериментов над человеческой психикой. В игре исследуются темы пределов возможностей мозга, феномена электронных голосов, опытов по передаче мыслей на расстояние и воздействия страха на человеческий организм.

Музыкальное сопровождение к игре, представленное на этом диске, воплощает в звуке концепцию проекта. Пропитанные индустриальной атмосферой неторопливые звуковые ландшафты сменяются состояниями спокойной отрешённости и изоляционизма. Экскурсы в неизвестные уголки сознания поднимают на его поверхность старые воспоминания и давно забытые, но смутно знакомые образы... и лабораторная клаустрофобия перерастает в светлую меланхолию. Эта музыкальная картина исполнена в фирменном стиле Anthesteria, сочетающем абстрактный тёмный эмбиент, мелодичную неоклассику и экспериментальные звуковые артефакты.

Издание оформлено в виде двойного картонного конверта DVD-формата с полноцветными открытками, иллюстрирующими игровые локации, и фрагментами книги о мысленных внушениях 1962 г. Выпущено совместно с лейблом 7Hz Publishing.



Рецензии

В последние годы питерский проект «Anthesteria» не балует слушателей своими новыми альбомами, сконцентрировавшись на создании компьютерных игр и сочинении для них саундтреков. Вообще, саундтрек к игре – вещь в наших краях все еще редкая, в то время, как за рубежом музыкальные сопровождения к приключениям в виртуальном мире успешно продаются и обрастают культовым статусом, наши авторы пока еще делают на этом поприще первые, но, надо заметить, весьма уверенные шаги. Увы, об игре «Фобос 1953» ничего конкретного сказать не могу, но, если судить по представленным материалам (трейлерам в высоком разрешении на диске, карточкам с изображениями помещений заброшенного бункера, по которому игроку и придется бродить в поисках приключений), можно сделать вывод, что игра получилась атмосферной, и, может быть, даже мрачной. Музыка «Anthesteria» эту самую атмосферность игровых локаций передает в полной мере посредством аналоговой электроники, индустриальных шумов, пульсирующих ритмов, медленно проносящихся мимо минималистичных (видимо, чтобы не отвлекать игрока) мелодий и пространственных эффектов, потусторонних шорохов и звуковых артефактов советской эпохи (прямо какой-то катарсис наступает, когда в «Electric Shadows» слышишь позывные «Родина слышит, Родина знает»). Удачно вписались редкие гитарные риффы, нервозное дребезжание балалайки («Inside The Bunker»), доказывающее, что игра все-таки пропитана «русским духом», струнные партии и голос, монотонно надиктовывающий бесконечный числовой ряд в «Shortwave Solitudes» (кстати, этот трек написан не «Anthesteria», а проектом «Soundediting.ru»). Все это и многое другое придает музыке особенное настроение и колорит, заставляет отложиться в памяти и минорные проигрыши, и сигналы оборудования, на котором проводили эксперименты с человеческой психикой, о последствиях которых «Фобос 1953» и повествует. Тем, кто знает «Anthesteria» по альбомам «Beyond Nimbostratus» и «Nebesnaya», композиции первой половины этого диска вряд ли напомнят прежнее звучание питерского музыканта – за это время развитие проекта шагнуло вперед, хотя поклонники «раннего» творчества наверняка оттают сердцем, слушая «кинематографичный» манифест неоклассики «Black March», так и просящийся в финальные титры какого-нибудь серьезного фильма.

Отлично изданный (наверное, не хуже самой игры) саундтрек, который можно рекомендовать не только геймерам, но и тем, кто не любит тратить время перед монитором, отстреливая монстров и разгадывая загадки, а предпочитает закрыть глаза и побродить по коридорам и лабиринтам собственной фантазии в компании с музыкой.

Вообще сказать, саундтрек – а в данном случае, саундтрек к компьютерной игре – лучшее утилитарное применение для музыки в стиле ambient/neoclassical. Георгий Белоглазов, давно известный ценителям отечественного постиндастриала по проекту Anthesteria, начав активно работать в данном направлении в составе петербургской студии мультимедийных и арт-проектов Phantomery Interactive, доказывает это словом и делом. Пробой пера для музыканта (и студии) стала, если кто помнит, игра Sublustrum, выпущенная в 2008-м, и наделавшая много шуму в геймерской среде (специализированный журнал "Игромания", например, присвоил ей звание "квест года"; музыку Anthesteria тоже не оставили без внимания). Новый игровой проект своей философско-экзистенциальной проблематикой наследует "Сублюструму", но на сей раз атрибутирован элементами советской ретро-эстетики. Действие "Фобос 1953" происходит в марте указанного года в заброшенном советском бункере, в котором проводились разного рода паранормальные эксперименты с человеческой психикой.

Саундтрек к Anthesteria великолепно передает слушателю (и игроку) его тревожно-загадочную атмосферу, отмеченную изоляционизмом и пропитанную мрачноватой энергетикой ментальной катастрофы. Неторопливые неоклассические пассажи, вкрадчивые, задумчивые мелодии, настраивающие на размышления, мягкие гипнотические пульсации, сопровождающие нас, бродящих по замкнутому в своей пугающей загадочности универсуму бункера, действуют как психотропный эликсир. Мы все больше и больше проникаемся деталями вымышленного прошлого, которое начинает проступать перед внутренним взором чередой странных и волнующих образов. Особенно этот эффект проявляется в треках "Electric Shadows" и "Shortwave Solitudes" (записанном проектом Soundediting.ru), где используются голосовые сэмплы - радиопозывные "Родина слышит, Родина знает..." и винтажный голосовой сэмпл, начитывающий под статический треск и мычание виолончелей ряд непонятных цифр.

К диску прилагаются несколько открыток с картинками бункера и несколько страниц из некоей научной монографии, посвященной скрытым возможностям человеческого мозга.

Замечательный диск, который вполне можно воспринимать не только в качестве саундтрека, но и как отдельный, очень сильный музыкальный альбом.

Георгий Белоглазов имеет самое непосредственное отношение не только к довольно известному постиндастриал-проекту ANTHESTERIA, но и к мультимедиа-студии Phantomery Interactive. Эта двухсторонняя связь вполне закономерно выражается в том, что ANTHESTERIA создает музыкальное сопровождение к продукции, выпускаемой упомянутой студией. Фобос 1953 – оригинальный саундтрек к одноименной компьютерной игре, которая, в свою очередь, была задумана как приквел к молодежному триллеру с идентичным названием. В общем, комплексная маркетинговая атака. Тем не менее, кинематографическую линию оставим за бортом, а обратимся к Фобосу игровому и музыкальному.

Неизвестно, какими паутинами ассоциаций обросла бы музыка ANTHESTERIA, не будь у нее столь четкой визуальной и сюжетной “план-схемы” – квеста в антураже засекреченного советского бункера. В этом мрачном интерьере протагонисту и предстоит действовать (размораживать проводку, взламывать распределительные щитки, настраивать радиоаппаратуру, отравляться зарином, вкалывать антидот, постоянно натыкаться на протоколы допросов и вскрытия трупов, получать пневмопочту, слушать загадочные речи из репродуктора, конечно, ощущать воздействие необъяснимого страха, в конце концов, найти жетон на метро и…) в общем, чтобы все это не походило на спойлер, кратко выражу суть блужданий по бункеру. Обнаруживается она в страшной правде об экспериментах, проводившихся в лаборатории (разумеется, на людях), а точнее, в том, что эти эксперименты имели парапсихологическую направленность, далекую от официальных научных парадигм и официальной медицинской этики, надо полагать, также. Не буду сейчас особо углубляться в дебри экспериментальных исследований мысленного внушения, эта тема довольно подробно муссируется в игре, так что всем любопытствующим прямая дорога в игровое пространство секретного бункера КГБ. Что касается саундрека от ANTHESTERIA, то он, несомненно, занимает в создании атмосферы Фобоса не последнее место. Весьма гармонично вплетаются заунывные гитарные переборы в канву лабиринтов зловещего бункера, трогательны отзвуки балалаек на фоне бюстов Сталина и портретов Ленина. До боли знакомые позывные в шуме радиоэфира и русскоговорящий диктор – недвусмысленные индикаторы «советскости» музыкальных картин. Среди этого томящегося катакомбного эмбиента выделяется композиция Black March в духе кинематографических опусов Бадаламенти – трогательно-струнное дрейфование по волнам судорожной меланхолии. Хорош также трек Shortwave Solitudes, записанный проектом Soundediting.ru, сплетающий эмбиентально-нойзовые волокна со струнами виолончели и механическим голосом радиста, надиктовывающего числовые шифровки.

Итак, в результате вполне понятных комбинаторных операций восприятия, впечатления от игры и от музыки неминуемо образуют монолит под названием «Фобос 1953». Расчет в общем-то, верный: поиграл в игру – ощути желание завладеть красивым диском с ОST (диск, между прочим, действительно оформлен чудесно: картонный дигипак с открытками-иллюстрациями помещений бункера и тремя листками с текстами околонаучных публикаций в приложении). Или наоборот: поклонник творчества Георгия Белоглазова купил альбом ANTHESTERIA – приобрети же, меломан, и игрушку для полноты счастья. Конечно, вполне спокойно можно признать самодостаточность и одного, и второго по отдельности, но вместе ведь веселее.

Anthesteria снова в эфире! Да ещё в каком – парапсихологическом… Да, очередное творение проекта концептуально по своей природе – ведь это саундтрэк к одноимённой с альбомом компьютерной игрушке, что также является детищем Георгия Белоглазова. Не могу знать, что тут первично – игрушка, концепция или музыкальный материал, но музыкальный релиз неплох.

Судя по записанному на диск видео ролику-презентации обозначенной выше игрушки речь тут идёт о протособытиях 60-х годов, когда, судя по легенде от Anthesteria, в секретных бункерах советскими учёными проводились эксперименты по выявлению парапсихологических возможностей мозга человека. Полиграфическое оформление релиза концептуально и оригинально (хотя, предыдущие релизы проекта также были на высоте). В картонную коробку DVD-формата вложены листы некоей научной статьи по теме, а также изображения того самого бункера (фрагменты из игрушки).

Всё вместе даёт мощный эмоциональный эффект погружения в ту атмосферу научно-оптимистической мысли, советского идеалистического инженерно-научного прошлого и загадка-загадка-загадка… в стиле «истина где-то рядом». Способствуют этому видео ролики с диска – фрагменты игрового процесса, где можно наблюдать научно-казарменную обстановку заброшенного бункера с важными мелочами – атрибутами того времени (кинопроектор, настольный календарь и пр.). Впрочем, такими же элементами наполнена и звуковая составляющая (она, по идее нас сейчас и должна больше интересовать…).

Кто сказал, что Anthesteria тут не узнать? Да, форма музыки изменилась (да и то, не на 180°… даже и не на 90°), но «почерк» узнаваем. На альбоме превалирует некая тревожная грусть. Звуки, по сравнению с предыдущими работами, носят более мёртвый, ещё более электронный характер, эмбиентные полотна переплетаются, сливаются, происходят всплески… впрочем, так и должно быть. Но присутствуют такие знакомые грустно-лиричные неоклассические пассажи, хоть звуки и инструменты уже немного не те.

На мой взгляд, данный музыкальный релиз носит прикладной характер, как и положено саундтрэку (к обозначенной компьютерной игре «Фобос 1953»). К качеству музыкального материала претензий нет, но он явно вторичен.

© 2002-2022
Radionoise.ru