Шумы России - Смирение

Шумы России
"Смирение"

2 CD (лим. 500)
ZHB-XXV


Левая сторона:
1. Созерцание [mp3]
2. Ненависть
3. Смерть всегда приближается [mp3]
4. Образ
5. Дух [mp3]
6. Шветашватара упанишада (фрагм.)

Правая сторона:
1. Часть I
2. Часть II [mp3]
3. Часть III [mp3]
4. Часть IV [mp3]

видео: Дух [youtube]

длительность: 46:29 + 35:20
дата выпуска: 05 апреля 2010 г.
тираж закончился

* bandcamp.com
* noises.ru
* vk.com/noisesru

Под обложкой третьего студийного альбома Шумов России, проекта, избравшего Танатоса своей бессменной музой, находится сразу две постмодернистские мистерии, две двери в вязкое и сумеречное музыкальное пространство, энциклопедически перенасыщенное символикой смерти всевозможных традиций. Финальный отсчёт обращается длительным погружением в холодную вербально-звуковую пучину, где невозможно определить с достоверностью, успокаивают тебя или пугают, утешают или иронизируют, скорбят о тебе, смертном, или радуются за тебя, бессмертного. На альбом вошел ритуальный клип на композицию "Дух", не проясняющий ситуацию.



Рецензии

«Шумы России» на своем новом альбоме предлагают смирится со смертью, с переходом на Ту сторону, с гниением, забвением, с потерей – вообщем, со всем тем, что рано или поздно ожидает человека и любое живое существо. «Левая сторона» получилась более спокойной по звучанию, но довольно жесткой по содержанию – MC Prorok и вторящие ему голоса уже с первых минут «Созерцания» предлагают разглядывать трупы в разном агрегатном состоянии, дабы успешнее бороться с собственными амбициями, страхами и грехами. Все это происходит на фоне мрачного и плотного гула, перетекающего в атмосферный dark ambient, наполненный типичными для «Шумов» звуками деревенских улочек – воют в ночи собаки, отгоняя мрачного жреца, звенят колокольчики, поскрипывают ставни и калитки. Перетекая друг в друга, композиции обрастают характерными шумовыми вкраплениями, «конкретными» записями (шум воды, дыхание), редкими пульсациями шершавого ритма, перекидывая мосты не только в послесмертие, но и между различными религиозными течениями и их взглядами на это состояние души и тела. Где-то слышны отголоски восточного мистицизма, добавлены отзвуки ритуальных действ, но, в конце концов, христианское мировоззрение музыкантов берет верх, обрушиваясь мощью церковных песнопений и колокольного звона. После беспросветной вещи «Смерть всегда приближается» (вполне способной поднять статистику самоубийств) и потустороннего «Образа» появляется «Дух», вещь, безусловно, самая запоминающаяся на этом релизе – не только пульсирующим, гипнотическим ритмом, но и круговоротом голосов, звоном, нарастающей мощью электронного бэкграунда. После нее – только архаичные песни на завалинке в российской деревеньке, обозванные почему-то «Шветашватара Упанишада».

«Правая сторона» звучит уже пожестче, но смысл доносимых слов изменяется, становится более метафизичным, при этом в них иногда проскальзывает и ирония, и нотки сочувствия. Собственно, в начале было слово – точнее, продолжительное «интервью» с жителем глубинки, который рассказывает о том, что вера у него языческая (как, впрочем, и у всех русских в какой-то мере), рассуждает о дуализме мужского и женского начала применительно к названиям рек, о сказках, о людях. Его в конце концов оттеснит на второй план все тот же MC Prorok и «группа товарищей», произносящие и выкрикивающие разные слова, причем именно крики в отличие от монотонного речитатива Пророка заставляют усомниться в психическом здоровье этих граждан (кстати, эта часть записи уже использовалась «Шумами» на диске «Experimental Structure», это так, к слову). Отголоски выстрелов, шум и «мартиальная» эстетика второй части перетекают в психоделическое деревенское безумие части третьей, собранной из монотонного гудения трупных мух, блеяние овец и крика петухов, голосов из радиоточки и женского вокала, лязга кухонной утвари и нагромождения прочих мало понятных, но эффективных в данном случае сэмплов. И, наконец, в самом финале музыкантов прорывает – шаги по воде, усталое, хриплое дыхание, зацикленная фраза «твой выдох становится длиннее, чем вдох», окончательно отделяющий умирающего человека от мира живых. И водопад холодного, шершавого шума, монотонный поток агрессии, показывающий, что двери закрылись, и пути назад уже точно нет.

Альбом не для всех – обращение к табуированной тематике может вызвать у многих отторжение. Но нужно признать, что музыканты рисуют содержательные и яркие звуковые картины, в которые легко погружаешься (но из мутного омута которых очень трудно потом выбраться), и которые постепенно начинают расшатывать реальность вокруг, показывая вещи такими, какие они есть. Или такими, какими они никогда не будут.

Коллектив Noises of Russia, они же Шумы России, существует на отечественной шумовой сцене уже бог знает сколько времени. Многочисленные концертные выступления и они же (выступления), записанные на сидиар-диски, стяжали музыкантам широкую известность на территории РФ и даже за ее пределами. Тем удивительнее, что "Humility" (сиречь, "Смирение") – первый штампованный CD проекта. Точнее, двойной CD, для выпуска которого пришлось скооперироваться трем питерским лейблам: Zhelezobeton, Aquarellist и Электроиндустрия. Итак, что же нас ждет под ее обложкой, оформленной в привычной для Шумов наивно-авангардной манере? Ну, в целом - ничего нового. В плане репертуара. Материал, ставший основой альбома, можно было не единожды услышать на уже упомянутых концертах Noises of Russia. Если же вам не разу не посчастливилось лицезреть их вживую, вам придется дочитать эту рецензию до конца.

Noises of Russia выделяются среди себе подобных любителей пошуметь и покрутить ручки микшера тем, что собственно сам шум они сочетают с мелодекламацией. То есть, слушатель погружается в пучину не только звуков, но и текстов - достаточно серьезных по содержанию и предполагающих такое же их восприятие. Что из двух составляющих важнее - текст ли вербализует музыку, или музыка является точкой отсчета для текста - судить не возьмусь. Но в целом такой подход оправдывает себя хотя тем, что он нехарактерен, а оттого оригинален – нравится это кому-то или нет. Практически вся первая часть "Humility" в звуковом отношении медитативна и деликатна. То есть, Гоша Солнцев не мешает мыслям МС Пророка, облеченным в форму белых стихов, без каких-либо серьезных потерь смысла преодолевать нойзово-амбиентные флуктуации, приправленных полевыми записями и ритмообразующими пульсациями. И только к пятому треку под названием "Дух" волны оргазмического шума полностью захлестывают вошедшего в почти религиозную экзальтацию чтеца. Последний трек левой стороны, в котором зачитывается отрывок Шветашватара Упанишады, возвращает нас в спокойное русло.

Правая сторона начинается с длинного и не очень связного монолога обитателя русской глубинки, который уверяет нас, что придерживается языческой веры. "Часть II" - более ритмически агрессивная и в то же время мелодизированная - перетекает в наполненную разрозненными звуками естественного и электронного происхождения "Часть III". (Все это время мы, естественно, вслушиваемся в тексты). Финальный трек фактически следует схеме "Духа" - постепенное нагнетание шумового потока на пике сменяется катарсическим пением православного хора.

Диск дополнен пятнадцатиминутным видеотреком на композицию "Дух", который в сокращенном виде можно увидеть на youtube.

"Humility" лишний раз подтверждает, что Шумы России обладают хорошо узнаваемым творческим почерком и, главное, готовы продолжать свой духовный путь сквозь несовершенство этого мира. Аминь.

ШУМЫ РОССИИ – имя на постсоветской постиндустриальной сцене достаточно известное. Но не только на прямо соответствующем своему названию «делании» нойза (впрочем, равно как и dark ambient/drone/apocalyptic experimental/etc. музыки) сфокусированы участники коллектива; они периодически организуют фестивали и концерты (”Noise vs. Glamour”, “Секретные Собрания”), а кое-кто даже преподает искусство шума в некой Школе Шума. Активная ортодоксальность идеолога и композитора ШУМОВ, Гоши Солнцева (он же 1g0g) с его довольно экзотичными начинаниями в экспериментальной электронной музыке, замешанной на традициях русского православия в рамках New Orthodox Line, также снискала своеобразную славу.

Трудно однозначно оценить обоснованность претензий ШУМОВ РОССИИ на статус неких «гуру», “учителей жизни” от музыки. Каждый устанавливает диапазон приемлемости в данном случае сам. Говорят, и среди православных священнослужителей есть поклонники ШУМОВ… Участники коллектива, тем временем, однозначно заявляют, что их творчество исключительно духовно, и всецело направлено на продуктивную работу с сознанием слушателя.

Что ж, на третьем студийном альбоме группы под названием Смирение вектор работы с сознанием направлен на всестороннее рассмотрение Смерти, той, что «всегда приближается». Так что заглавное Смирение – это прежде всего смирение со своим смертным уделом, внутренняя подготовка к кончине посредством переживаний умирания, в том числе и с помощью музыки альбома. Разнообразные духовные традиции, специфически трактующие отношение к смерти и загробному миру, собраны под сенью Смирения. Буддийский сакральный текст «Висуддхи магга», перечисляющий разные виды трупов и указывающий на пользу от их созерцания, соседствует с рассказом жителя российской глубинки о местной языческой вере (поклонение духам гор, рек, ручьев) и прогнозом Великого Потопа; Шветашватара Упанишада безболезненно перетекает в этнические русские напевы, будто подчеркивая универсальность Смерти, ее всеобъемлющий пафос.

Смирение состоит из двух дисков. Первый (или «левая сторона») подготавливает сознание слушателя к смерти в основном в dark/ritual ambient стилистике звукового сопровождения под мерную “жреческую” читку МС Prorok. К концу диска мистические восточные колокольчики перерождаются в церковный колокольный звон среднерусской полосы, и в нисходящей ритмике секвенций трека Дух – самого эмоционально накаленного момента левой стороны – ШУМЫ переходят от умиротворяющей назидательности к истому прославлению. К слову, на диске можно найти и клип на композицию Дух. Сокращенная же версия концептуального видео доступна по ссылке. Возможно, кому-то доставит радость визуальная сторона ШУМОВ РОССИИ, наглядно ритуалистическая и столь же наглядно натуралистическая.

«Правая сторона» альбома, то бишь второй диск, помимо уже упомянутого трогательного монолога деревенского жителя, содержит еще 3 трека, в которых дыхание Смерти становится ощутимо более близким и навязчивым. «Смерть идет к тебе», – вещает Пророк чуть участливее, чем прежде. В части 2 фатальные ударные разрубают протяжную фоновую паутину звуков на лоскуты «пульсаций последней сути». Кроме темного, в меру экспериментального вязковатого эмбиента, на протяжение альбома с миром тварным нас связывают конкретные звуки: вода в разных ее ипостасях, сельские мотивы (голоса домашнего скота, птиц и жужжание насекомых). В части 3 именно на фоне ужасного жужжания мух и длинных телефонных гудков, как нельзя лучше рисуется картина факта свершившейся гибели человеческого тела для мира сего. Выдох становится длиннее, чем вдох: оглушающая, многослойная атональность перейденной грани наваливается акустической грязью, тяжестью, и разрешается возвышенным православным хором.

Итак, после знакомства с альбомом, слушатель, пережив волнующие ментальные трансформации, надо полагать, почувствует себя более подготовленным к смерти. Такова амбициозная идея ШУМОВ РОССИИ. Стоит ли доверять эту довольно интимную функцию творческому полету Гоши Солнцева и МС Prorok, каждый решит для себя сам. И, пожалуй, в данном случае это будет не просто вопросом вкуса, но и веры.

© 2002-2022
Radionoise.ru