DMT
2 CD (лим. 500) |
Дмитрий Толмацкий (1970-2009) - журналист и музыкант из Саратова, один из первых популяризаторов альтернативной интеллектуальной культуры, и, в частности, индустриальной музыки в пост-советской России. Создатель интернет-портала RWCDAX, несомненно, оказавшего влияние на мировоззрение многих современных отечественных деятелей пост-индустриального искусства.
Музыкальный проект DMT был основан в 1995 году, и до конца девяностых издал несколько малотиражных кассетных альбомов, после чего на некоторое время погрузился в молчание. В середине 2000-ных проект был реанимирован, дал несколько успешных концертов и записал большое количество нового материала, часть которого представлена в виде двойного CD "Selected Funbient Works 1-4".
Планы по выпуску этого альбома существовали давно, но, к сожалению, так и не были осуществлены при жизни автора, внезапно оборвавшейся осенью 2009 г. Теперь, совместными услиями лейблов культФРОНТ, ZHELEZOBETON, Aquarellist и Monochrome Vision, он, наконец, стал доступен интересующейся аудитории. Альбом наглядно демонстрирует сложный музыкальный мир DMT, который, как и всё новаторское, находится на пересечении сразу нескольких музыкальных стилей и направлений: от дарк-эмбиента и шумовых индустриальных зарисовок до техноидной ритмики и чистого звукового эксперимента.
К сожалению, мы никогда больше не услышим новых творений «DMT» - в конце прошлого года основателя проекта Дмитрия Толмацкого, журналиста, музыканта, общественного деятеля (а многие запомнят его как знатока индустриальной культуры и создателя самого обширного FAQ по этому вопросу, по которому многие новички начинали осваивать территорию андеграунда), не стало. Альбом «Selected Funbient Works 1-4» не увидел свет при жизни автора и стал, как это ни грустно, «посмертным» изданием.
Цифры «1-4» не случайны – сам автор планировал, что эти работы (название которых, надо думать, не просто так перекликается с названием альбома «Aphex Twin») будут изданы на четырех дисках. Пока же символическое число «4» отразилось в количестве лейблов, принявших участие в судьбе этого релиза. И хотя, если верить трек-листу, фрагменты всех этих дисков были между собой перемешаны (голословно утверждать не буду, но глаза вроде не врут), тем не менее, некие стилистические границы, помогающие разделить композиции согласно первоначальному замыслу Дмитрия, можно легко разглядеть. Первая половина первого диска отражает интерес к шумовому наполнению треков – преимущественно на эмбиентную основу накладываются шершавые, колючие и хриплые звуки, неторопливо перемешивающиеся и изредка без особой злости порыкивающие на слушателя. Этот техногенный noise-ambient имеет сильный гипнотический эффект, выступая проводником по заброшенным серым улочкам индустриальных центров, наполненных суматохой голосов и тревожным воем сирены. Там, где шум периодически отступает, на передний план выходит хитросплетение электронных звуков и сэмплов, не дающих никаких шансов тишине. Следует заметить, что треки строятся в принципе по одной схеме, но звучат совершенно по-разному – сказывается поразительное умение автора подобрать и размесить в правильном порядке кусочки звуковой мозаики. С «Walking Through The H, Pt. 2» начинается (условно, конечно же) вторая половина диска – изменяется настроение, шумовых внедрений практически не остается, им не смену приходят абстрактные, медлительные гулы, «вечерние» атмосферы и пульсирующие ритмы в традициях экспериментальной электроники конца девяностых. После великолепного «Second Untitled Track From "Funbient 4"» с его тончайшими вибрациями и гипнотическими изгибами, приходит время вставить в проигрывать второй диск. Его начало тяготеет к стилистике dark ambient (зацикленные отголоски симфонического оркестра, потусторонние шорохи, беспросветная глубина гула, поверхность которого все время видоизменяется), но продолжается это не долго. Не пройдет и десяти минут (заполненных балансированием на грани минимализма), и музыка «оживет» сложными, перекрученными ритмами, трансовыми мотивами и шаманским (оставаясь при этом носителем именно «урбанистического» духа) настроением, которое можно сравнить с творчеством «Rapoon». Собственно, по этой колее музыка и покатится дальше, постепенно обрастая щелчками, хрустом и прочим цифровым «браком», и, рано или поздно, попадет на территорию «классического» IDM, где будет чуть больше света, еще больше сложных ритмов, а мелодические пассажи на фоне отстраненных и «глючных» комбинаций звуков заставят вспомнить не только «Aphex Twin», но и «Plaid». И, где-то в конце, может придти понимание того, что в словообразовании «Funbient» главный смысл кроется все таки именно в «Fun».
Очень неординарный материал – вроде и аналогии можно подобрать (что и сделано чуть выше), а в стилистические рамки его поместить, тем не менее, трудно. Музыка «DMT» предельно самобытна и ни на что не похожа – чтобы понять это в очередной раз, к ней захочется возвращаться снова и снова. Удивительный альбом.
Почти год прошел со дня смерти Дмитрия Толмацкого, человека довольно известного в кругах почитателей андеграундного искусства. К примеру, FAQ по культуре индастриала за авторством Толмацкого был и, думается, еще долго будет классической азбукой-ориентиром для неофитов движения. Последнее, что придется упомянуть в этой эпитафиальной тональности, перед разговором о творчестве, в котором музыкант продолжает жить, – альбом, о котором пойдет речь, был издан уже после ухода из жизни Дмитрия…
Selected Funbient Works 1-4 – избранные композиции DMТ, которые автор планировал выпустить в виде четырех отдельных альбомов. Пока же консолидированными силами четырех российских лейблов (культФРОНТ, ZHELEZOBETON, Aquarellist и Monochrome Vision) Funbient от DMT вышел в двухдисковом варианте, который, быть может, со временем будет расширен до первоначального авторского замысла.
По сути, альбом является компиляцией, но структурирован он таким образом, что переход между стилистическими блоками вполне ощутим и дает представление о поле творческих интересов DMT. Стоит ли упоминать, что поле это зовется экспериментальной электроникой. От чистого истока довольно параноидального в своем мерном течении техногенного эмбиента, перекрываемого время от времени включениями холодного ржавого шума из электризованного металлического водопровода, в прекрасное далеко эмбиента с названьем кратким «dark», где закутанная в шумы симфоничность задыхается в попытках сказать что-то членораздельное против тяжелейшей артиллерии гулов, вибраций и всего мирового оркестра беспочвенно укорененного в акустике, мастерски структурированного хаоса, двигается музыка первой части альбома. Здесь сирены воют над шероховатостями объемных акустических тел, надкусанных хищными челюстями искажений, а многослойные построения, сочащиеся странными сочетаниями, постепенно переходят в туманный свет ночных фонарей, на который летят, прорезывая густые пространства вибраций, железные и пластиковые насекомые…
Не буду увлекаться глубиной надреза «эмбиентальной» части альбома, надеюсь лишь, что многогранность этой музыки интуитивно выводится из абстрактности описаний. И ведь нельзя сказать, что ничего подобного DMT на свете нет – еще как есть. Проекты с грифом «experimental/ambient» etc., вполне cхожие по звучанию с детищем Толмацкого, водятся повсеместно в довольно изрядном количестве, только вот беда – часто в них либо чего-то не хватает, либо «слишком много изюма», – по обеим причинам они не трогают. Если уместно подобное выражение, то DMT именно трогает: если гипнотизирует, то так, что выходить из транса не хочется, если усыпляет, то это невообразимо удивительный сон, если будоражит, то переворачивая внутренности. В общем-то, и в пересказывании своих ощущений и фантазий, в которые нежным, но убедительным пинком отправляет музыка подобная DMT, смысла не больше, чем в перечислении звуковых приемов и созвучий запрещенных церковью, но использованных композитором с целью вмешательства в наше подсознание. Те, кому по вкусу погружения в неоднозначные звуковые ванны с обильной пеной из фантазмов, несомненно найдут отдохновение в волнующих внутренних диалогах на темы, задаваемые музыкой DMT.
Несмотря на продекларированную бесперспективность, всё же закончу описание Selected Funbient Works 1-4, хотя бы с формальной стороны. Итак, ближе ко второй половине второго диска стиль композиций смещается в сторону IDM в духе AUTECHRE, APHEX TWIN, иже с ними. Как нетрудно догадаться, тут уже правят свой слегка безумный бал рассыпные бусины ритмов, делающих из кардиограммы треков абстракционистский скетч цифровых махинаций, к слову, довольно дружелюбных, но отнюдь не простых. Как и в случае с «эмбиентальной частью» альбома, в дебрях IDM от DMT блуждается очень даже интересно.
Что ж, если понимать «Fun» как нечто веселое в чистом значении, то вряд ли название альбома будет коррелировать с ощущениями от его прослушивания, но если взять приблизительно синонимичное “нескучный” – тогда, о да, тогда с названием все становится настолько в порядке, насколько это только возможно.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |