Cyclotimia
CD (лим. 500) |
"TimeBank" - это подборка эксклюзивных композиций, записанных Cyclotimia с 2003 по 2007 год и по той или иной причине оказавшихся "за бортом" основных альбомов. Представленный материал трудно поместить в прокрустово ложе привычных музыкальных стилей и навесить типичные ярлыки, однако можно попробовать перечислить ингредиенты, из которых это постиндустриальное "блюдо" готовилось: тут есть и cyber jazz, и idm, и neoclassic, и фирменный технологический ambient, и old-school electronics, и атмосферный new age, и experimental...
Несмотря на кажущуюся стилистическую несовместимость, группе удалось сконструировать самодостаточный альбом, с захватывающим сюжетом, не уступающим иному голливудскому триллеру. Особым украшением пластинки можно назвать композицию "Nocturne", совмещающую воздушную мелодичность и тревожную звуковую "кинематографию". Также стоит упомянуть "живую" десятиминутную прог-индустриальную сюиту "Economic Meditation", исполненную психоделического драматизма.
Слова, написанные в адрес группы ещё несколько лет назад, актуальны и по сей день: "Активно используя широкие возможности аналогового и винтажного оборудования, Cyclotimia создает уникальный, одновременно тревожный и возвышенный, музыкальный ландшафт. Мало кому удается воплотить в своих произведениях столь впечатляюще "холодную" атмосферу, наполнить звучание таким глубоким и, несмотря на всю "технологичность", гуманистическим смыслом." [журнал "Салон Audio Video"]
Певцы «мировой финансовой системы», в чем-то даже пророки (еще на «E$chaton», кажется, прослеживалась тема грядущего финансового, да и вообще глобального кризиса, и вот, пожалуйста, получите), дуэт «Cyclotimia» настолько активен, что финал 2009 года почти полностью посвящен их творчеству. Сначала один из участников группы отметился сольным альбомом под именем «Sphere Rex», затем сообщество лейблов издало сразу два релиза, которые можно назвать «новыми» - диск «Styx» (о нем речь чуть позже), и коллекцию ранее неизданных композиций, записанных по разным поводам в промежуток с 2003 по 2007 год.
Прошедший год был сложным. Финансисты, менеджеры, в том числе и «топ», политики и аналитики периодически хватались за сердце, а самые слабые духом прыгали из окон, совсем как в годы Великой депрессии, или сводили счеты с жизнью другими способами. Понятное дело, что после таких переживаний нужен отдых – и слово «Lounge» не зря фигурирует в названиях некоторых треков с этого сборника. «Cyclotimia» раньше (да и сейчас тоже) очень часто величали индустриальным проектом, и долгое время дуэт нес это знамя, правда, не слишком активно им размахивая и предпочитая экспериментировать с более «массовыми» формами музыки. На «Timebank» удобно же расположилась музыка для того самого отдыха – легкие, иногда прямолинейные, а иногда приятно изломанные суховатые ритмы, фон из неуловимого эмбиента, пара незатейливых проигрышей, и много звуков аналогового оборудования, которые как-то сразу отсылают назад в прошлое, во времена «Kraftwerk». Но, как известно, люди, связанные с финансами, даже на отдыхе предпочитают быть в курсе дел – именно поэтому в большинстве композиций непрестанно звучат «сводки с полей», в которых ведущие передач в компании с аналитиками и экспертами обсуждают котировки, курсы и перспективы роста ценных бумаг. Где-то в глубине покачивающегося ритма мелькнет терменвокс («Venture»), а самая настоящая флейта подскажет забывчивым офисным работникам, что пора бежать на йогу и чистить чакры («Magiclerx»). Тем же, кто предпочитает более активный отдых, «Nocturne» предложит прокатиться на дорогих машинах (в треке слышен рев их моторов) под более упругий и плотный бит и трансовые «примочки». Балансировать на грани «звуковых обоев», «винтажной электроники» и «нью-эйджа» «Timebank»» будет довольно долго, не являя миру особо запоминающихся мелодий (они и не должны отвлекать на себя внимание), но постепенно настроение диска начнет все-таки меняться. Не совсем «неизданная ранее» вещь «Oil-for-Food» (она уже звучала на сборнике «Черный квадрат») проведет некую черту, за которой начнут сгущаться сумерки. Ритмы станут более тревожными и будоражащими, общий фон потемнеет, и будет состоять из концентрированного нервного напряжения, даже голоса дикторов станут суетливыми, порой даже паническими. Появится больше разных деталей, черными ангелами с неба спустятся хоралы («WSJ theme»), отсылая к ранним альбомам группы, и будет трудно поверить, что и эти композиции, и те, с которых начинался альбом, были записаны в одно и то же время. Ну, а чтобы было не трудно поверить в то, что музыка «Cyclotimia» хороша еще и в «живом», импровизационном виде, под финал издатели подготовили сюрприз, разместив «Economic Meditation» - фрагмент одного из выступлений дуэта. Интересная вещь из долгих секвенций в традициях семидесятых, буйства несвязанных между собой электронных звуков и постоянно присутствующим женским голосом, конечно же, вещающим все о том же - сводках, цифрах и котировках акций.
Оценка релиза, безусловно, «Да». Может быть, он излишне прост, как это кажется на первый взгляд (если сравнивать с ранними дисками), но слушаешь его с интересом, да и концепция группы все еще способна вызывать уважение. Жертвы кризиса, которым посвящен этот альбом, могут спать спокойно.
Интересно, сколько еще неизданного материала хранится в закромах российской группы CYCLOTIMIA? Сборник "Timebank" содержит 16 эксклюзивных композиций, записанных группой в период с 2003 по 2007 год и по разным причинам не вошедшим в номерные альбомы. Представленный материал охватывает почти весь спектр музыкальных экспериментов CYCLOTIMIA. Здесь вам и импровизационный джаз ("Bank Lounge 1"), и мелодичная idm-элекроника вперемежку с (этереальной) неоклассикой ("Magiclerx", "Eighties Demon"), и кинематографичный эмбиент ("Venture", "Media"), и new age, и воздушный drum-n-bass ("Toyota"), и DELERIUM-инспирированный саунд ("Nocturne"), и глитчевый минимализм ("Bloomberg TV", "Office"), и мрачноватые экспериментальные скетчи ("Going Down", "Oil-For-Food"), и электро-индастриэл ("Bankomat"). В качестве бонуса к студийным трекам релиз содержит напряженный "аварийный" live-номер "Econimical Meditation" (мне было любопытно послушать группу "вживую"). Разумеется, ни о какой концептуальности и стилевой общности компиляции речь вести нельзя, поэтому она может заинтересовать разве что самых преданных фанатов группы, которые коллекционируют ее записи и любят слушать их в фоновом режиме. С другой стороны, видно, что музыканты приложили максимум усилий, чтобы прослушивание диска проходило плавно и бесшовно, как будто это полноценный альбом. Но это только иллюзия, умело созданная талантливыми электронными мистификаторами. Атмосферные и саундтрековые характеристики, проходящий красной линией через все творчество группы гуманизм, общая красивость, глубина и возышенность, перемежеванная с электронным неонуаром и таинственными sci-fi мотивами присущи большинству вынесенных на свет композиций и работают на эту иллюзию. Но я не могу сказать, что они эмоционально цепляют или поражают в техническом и элементарном плане. Они просто являются послесловием к уже изданным альбомам CYCLOTIMIA и неплохо справляются с функцией классно спродюсированной утонченной и мелодичной фоновой музыки. Мне кажется, что помимо поклонников CYCLOTIMIA сборник "Timebank" должен привлечь внимание людей, которым нравится творчество Vangelis, TANGERINE DREAM, BLACK LUNG, позднего FORMA TADRE и современная электронная киномузыка.
Мало кто из музыкантов может выпускать по нескольку релизов в год и при этом высоко держать планку качества, однако отечественному дуэту Cyclotimia это удаётся. "TimeBank" - очередной сборник би-сайдов, куда входят вещи, записанные с 2003 по 2007 годы. Несмотря на то, что эти треки не попали в номерные альбомы, звучат они ничуть не хуже, а иногда даже оригинальнее. Этот неописуемый коктейль звуков просто необходим поклонникам коллектива и вообще экспериментальной электроники! Будем надеяться, что в банке Cyclotimia осталось ещё немало подобных сюрпризов.
Московский Cyclotimia, как и любой другой талантливый коллектив, немало композиций откладывает в стол, до лучших времен, если сотворенный материал выходит за стилистические рамки создаваемого альбома. Не все, правда, в загашниках имеют столь качественно выполненную музыку, дожидающуюся непонятно чего – нужно иметь крепкие нервы, чтобы такое прятать от публики. Но даже у самых талантливых иногда эти самые нервы сдают, и тогда на свет появляются сборники разного уровня качества из серии «Деть Некуда И Выкинуть Жалко». К чести Cyclotimia нужно сказать, что компиляция “Timebank”, охватившая отлеживающиеся композиции 2003-2007 гг., отнюдь не создает впечатление бросовости и выдавливания из слушателя денег буквально ни за что. Напротив, здесь представлен целый веер умелых звучаний, действительно выбивающихся из канвы уже известных релизов; веер красивый и цветастый. Free jazz, drum-n-bass, электронные скетчи, индустриальные пассажи, амбиент: от привычных форм к необычным здесь расстояние – лишь пауза между треками. Сборник составлен весьма грамотно в этом плане и при всем своем разнообразии не вызывает ряби в глазах (ушах). И все же, такие пластинки вряд ли стоит слушать случайным прохожим; они будут интересны скорее уже заядлым фэнам коллектива, готовым к странным выкрутасам любимцев.
Даже в “агрегатном состоянии” компиляции из собственных ранее не изданных композиций замечательный российский дуэт CYCLOTIMIA остаётся верен своим фирменным заморочкам: альбом Timebank (а этот диск – не что иное, как сборник треков, записанных в период 2003-2007 гг., и по разным причинам не вошедших в номерные альбомы) посвящен жертвам глобального экономического кризиса. А как иначе, ведь неиссякаемым источником вдохновения для этих уникумов от российской экспериментальной электронной сцены всегда была наша порочная и потихоньку разлагающаяся цивилизация со всеми ее пластиковыми цветами мондиализма, акулами бизнеса, курсами валют, универсальностью макдональдсов и мечтой всей жизни в виде красивого автомобиля. Кстати, именно для рекламной кампании Тойоты был написан один из треков альбома. Остальные композиции Timebank еще раз демонстрируют умение CYCLOTIMIA делать из вещественно-символической атрибутивности современной жизни (композиции CYCLOTIMIA напичканы финансовыми сводками, нарезками из рекламы, hi-tech сэмплами из нашей капитализированной, компьютеризированной и media-зависимой современности) изящные и в какой-то мере даже извращенно-романтические произведения.
Ограниченность альбома, идущая от компиляционной природы, конечно, не может не ощущаться, и, даже довольно гладкие, переходы между композициями, не совсем избавляют от гнета отсутствия связующей концепции. В то же время поклонники коллектива вполне смогут использовать диск как приятное дополнение к альбомам Styx, Music for Stockmarkets, E$chaton (во время работы над перечисленными альбомами и были записаны композиции, вошедшие вTimebank. Кроме того, специально для этого альбома музыкантами были записаны еще 3 трека. Диск ожидаемо мультистилистичен: cyber jazz, idm, neoclassic, ambient, old-school electronics, new age, experimental – каких только тенденций там не обнаружишь! Ну и, конечно, если уж launge, то обязательно с относящемся к нему прилагательным банковский, если медитация, то непременно экономическая, а если волшебный, то, пожалуй, клерк, что бы это ни значило. Банкоматы, офисы, Доу Джонс, венчур и прочие милые отличительные особенности инспираций CYCLOTIMIA не приминули вкрасться и в этот вполне респектабельный и, конечно же, крайне меркантильный банк Времени.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |