Cyclotimia
CD (лим. 500) |
Cyclotimia - видимо, единственный в мире проект, избравший своей концепцией создание звукоряда к процессу "глобализации" и жизни "общества потребления". Его участники, как никто другой из музыкального сообщества, погружены в магию финансов, и видимо поэтому их творческая интуиция позволила ещё несколько лет назад создать главную часть "Музыки для бирж" с неумолимо точным названием "Wallstreet Requiem". Сегодня же этот реквием, первые аккорды которого прозвучали как раз на Wall Street, с замиранием сердца слушает весь цивилизованный мир.
Пластинка "Музыка для бирж" в силу своей радикально экспериментальной природы стоит особняком в обширной дискографии этого московского проекта. На альбоме продолжительностью 64 минуты находятся 32 композиции, разбитые на три концептуальные части: "Wallstreet Requiem" (25 минут, записи 2004-2007 гг.), "Trivial Pleasures" (26 минут, записи 2002 г., эта часть единственная была издана в виде отдельного CD в 2003 г.) и "Financial Glossary" (13 минут, записи 2003 г.).
Сам музыкальный материал совсем не похож на тот, что можно было слышать на предыдущих работах Cyclotimia. Здесь нет апокалиптических саундскейпов времён "Wasteland", нет кибернетического hi-tech и media-безумия "E$chaton", нет космического "даунтемпо" "Celestis: Space Ceremonial Music"... На "Музыке для бирж" царит минимализм, академическая стерильность, хирургическая выверенность и медитативная отрешённость. В то же время это не привычный "idm", не "glitch", не "noise", не "clicks and cuts" и не "minimal techno"... Стоит отметить кристально чистое и одновременно тёплое звучание альбома. Для любителей "винтажа" это прекрасный шанс услышать шедевры советского музыкального производства (такие как Ритм 1, Ритм 2, Аэлита, Форманта УДС, Форманта ЭМС-01, Поливокс) в неискажённом эффектами звуке.
А вот таким вступительным словом музыканты, отметившие в этом году 10-летний юбилей проекта, предваряют свой новый альбом:
"Свободный рынок и движение денег формируют современную политическую и социальную реальность, а, значит, и ментальность людей и создаваемое ими культурное пространство.
Любопытно, что слово "clerk" (англ.) происходит от латинского слова "clericus" (клерикал) - в Западной Европе так называли духовных лиц. Другое ключевое понятие сегодняшней жизни - "office" (англ.) обязано своим происхождением латинскому слову "officium" (церемония).
Современные потоки денег, последовательности единиц и нулей, по сути, являют собой нематериальную, духовную субстанцию - святой дух, и в этом контексте биржи становятся храмами нового времени, а музыка, представленная на этой пластинке, - литургическим сопровождением для сакральных бизнес процессов."
Изданный тиражом 500 экземпляров диск "Music For Stockmarkets" является своеобразным вкладом московской экспериментальной электронной группы CYCLOTIMIA в раскрытие тем глобализации, функционирования финансовых структур и механизмов, воздействующих на основные индикаторы денежных рынков. Альбом разбит на три части, записанные в разные периоды времени и озаглавленные "Wallstreet Requiem" (2004-2007), "Trivial Pleasure" (2002) и "Financial Glossary" (2003). Каждая включает несколько инструментальных треков продолжительностью от 21 секунды (минимум) до 7 с половиной минут (максимум). Одни композиции на диске звучат подчеркнуто мрачновато, мелодически красиво и тепло, атмосферно и в общепринятом смысле законченно ("Land Of Prosperity", "Secret Markets", "Global Economic Forum", "Customer Lifetime Value", ""), так что их запросто можно сравнивать с ранее изданными эмбиентными треками CYCLOTIMIA или саундтреками к японским постапокалипсическим и робототехническим аниме-сериалам. Такое гармоничное, одухотворенное, обращенное в космические или философские сферы музицирование группы мне по душе. Другие же номера (их на "Music For Stockmarkets" большинство) представляют собой произвольно собранные комплекты из холодноватых и безжизненных, миниатюрных хаотических синтезаторных и стерильных микропроцессорных звуков сигнального или глитчевого idm-толка, над которыми витает дух экспериментов, струятся невидимые безналичные финансовые потоки и подобно планктону парят призраки безликих биржевых брокеров и офисных клерков ("Investor", "Mr. Chairman", "Moneycast", "NASDAQ", "VeriChip", "Currency Indicator"). Ничего подобного в репертуаре CYCLOTIMIA мне до сих пор не доводилось слышать. Эти скетчи и зарисовки имеют быстротечный и наполовину импровизационный характер, могут различаться по настроению и энергетике, но благодаря большому количеству и четко выдержанной общей концепции звучания помогают создавать музыкантам специфическую засекреченную атмосферу и активную эфирную среду, а слушателям в полной мере прочувствовать эффект шпионского или "винтикообразного" присутствия внутри коммутационных каналов, больших дисплейных систем и мощных расчетных центров, круглосуточно работающих на громадную абстрактную финансовую индустрию. То есть финансовый мир представлен на альбоме россиян как существующий по своим законам и правилам, сильно разветвленный, подверженный компьютерным сбоям и кризисам утопический мир или научно-популярная фантазия не самых радужных расцветок. Таким образом, эхо мирового финансового кризиса докатилось и до электронных музыкантов. Однако творческие люди тем и отличаются от серой массы паникеров, пессимистов и заурядностей, что воспринимают проблему как источник вдохновения, музыкального анализа и повод для креативного выхода, а не как сигнал к жесткой экономии, прекращению или замораживанию деятельности. Альбом "Music For Stockmarkets" рекомендуется к прослушиванию всем поклонникам группы CYCLOTIMIA и ценителям концептуального, эстетского эмбиента с ярковыраженным экспериментальным уклоном и таинственной атмосферой. Добавлю, что при его записи музыканты использовали винтажные советские синтезаторы ("Rhythm 1", "Rhythm 2", "Aelita", "Formanta UDS", "Formanta EMS-01", "Polyvox") и старались придерживаться минималистского формата (что не всегда удавалось).
[...] Не спешите упрекать участников коллектива в конъюнктуре – "Музыка для бирж" сочинилась задолго до свирепствующего ныне на дворе мирового финансового кризиса. Точнее, сочинились его части, теперь объединенные в одно концептуальное целое. Так, треки для Trivial Pleasures были написаны в 2002 году, для Financial Glossary - в течении 2003-го, а часть, открывающая диск, относится к периоду 2004 - 2007 годов. Что подвигло музыкантов планомерно тратить художественные усилия на создание этих "бизнес-хокку", иллюстрирующих модель современной рыночной экономики – бог весть. Но если кого впечатлил их же мини-альбом 2003 года "Trivial Pleasures" - то вот это самое оно и есть, только в развернутом виде. Лаконичные, а то и вовсе крохотные электронные зарисовки "Музыки для бирж" адекватны замыслу: в большинстве своем они скупы, формализованы, прагматичны, как и их названия - Global Economic Forum, Currency Indicator, $1.4 Billion per Day и прочая и прочая. "Музыка для бирж" – это наглядная аудио-презентация разноуровневых финансовых процессов, динамику которых отслеживают миллионы человеко-машин. Хаос цифр, индексов, процентных показателей выражен рандомным клокотанием аналоговых синтезаторов. Движение финансовых потоков – их же космически-амбиентным дыханием. Ближе к финалу начинают проскальзывать голосовые сэмплы специфического содержания. Легкие, декоративные мелодические линии превентивно сглаживают возможность сверхэмоционального восприятия – настоящий мьюзак для глобального экономического пространства.
Впрочем, отдельным композициям все же удается выбиться из этого дискретного потока и прозвучать целостно, закончено и, главное, более "гуманизировано". Например, всем четырем трекам, хронометраж которых превышает 4 минуты: Global Economic Forum, Customer Lifetime Value (который вплотную приближается к отметке 8 минут), Stock Talk и 24 Hours of Non-Stop Consumption. Музыку эту на биржах, конечно же никто слушать не будет, точно так же как не будут слушать Брайана Ино в аэропортах. Но в качестве эксперимента "Музыка для бирж" себя, безусловно, оправдывает.
Рекомендуется любителям легкой, отвлеченной электронной музыки.
Новый альбом группы Cyclotimia получился почти таким же глобальным, как и бушующий в мире финансовый кризис, саундтреком к которому «Музыка для бирж» вполне может считаться. Три альбома, («Trivial Pleasures» до этого издавался, два остальных публикуются впервые), тридцать два трека (правда, большинство из них весьма короткие), их названия, перекочевавшие из биржевых сводок. Плюс, рассчитанная на знатоков ссылка в названии «Music For Stockmarkets» на классический альбом Брайана Ино «Музыка для аэропортов», тоже позиционировавшийся как сугубо прикладной. По звучанию «биржевое» творение Циклотимии значительно отличается от их предыдущих работ – вместо ритмов здесь россыпь электронных щелчков и тресков, роднящих звучание со стилем click`n`cuts, вместо привычных музыкальных моментов – потоки сигналов, морзянкой проникающие в мозг. Впрочем, первая часть релиза, мини-альбом «Wallstreet Requiem» настраивает скорее на ностальгическое настроение – из glitch-мешанины выплывают красивые и неспешные атмосферные звуки аналоговых синтезаторов (ближайшие родственники space-музыки восьмидесятых), из нескольких касаний пальцев по клавишам рождаются простые мелодии. Название альбома задает минорное настроение – участники группы, записывая «Wallstreet Requiem» еще до начала всем известных событий, словно предугадали, чем все это обернется. Особенно хорош самый длинный трек, «Customer Lifetime Value».
Вторая часть, «Trivial Pleasures», получилась менее «человеческой». Насыщенный поток звучков и сигналов вытравливает из себя все мелодии, развиваясь в статичном поле постоянных повторений. Это уже музыка не для людей, а для усталых компьютеров, процессоры которых не выдерживают бесконечного потока информации и безмолвно взывают о помощи. Хаотичный ворох неживых звуков кружит на протяжении двадцати шести минут, пока не начинается третье музыкальное действие, «Financial Glossary». Стилистически похожее на своего предшественника, эта часть триптиха еще активнее удаляет «живые» элементы из своего звучания, бомбардируя сухой финансовой информацией, вырывающейся из безжизненных ртов аналитиков. Это математически выверенный experimental, местами напоминающий особенно «нечеловеческие» работы Autechre. Составленный из одних лишь сигналов и обрывочных шумов, «Financial Glossary» вполне подходит для описания одного безумного дня из жизни биржевого клерка, с постоянным стуком клавиш, шумом факса, бесконечными сводками и нервным напряжением. В описании альбома его создатели рассуждают о том, что современные финансовые институты стали в наше время почти религиозными организациями, со своими культами, службами, со своей многочисленной паствой. Если это так, то «Музыка для бирж» - это вполне себе новая религиозная музыка, почти как «Всенощное бдение» Рахманинова.
Ни для кого не секрет, что ещё с незапамятных времён в нашей стране слишком многое держится на амбициях, личном знакомстве, кланах и кумовстве. Полезные связи открывают перспективы, сворачивают горы и не только указывают истинный путь, но и составляют нешуточную протекцию – короче, решают всё. Даже в андеграунде, где по отдельности всякий – бессребреник-нестяжатель и каждый готов рвать последнюю рубаху за искусство, все вместе всё равно сбиваются гуртом, чтобы попеть друг другу столь необходимых дифирамбов. Кукушка знай всё хвалит петуха, однако цена этой похвальбе – ломаный грош в ярмарочный день.
Московский проект Cyclotimia в заказухе не нуждается, потому уже возобладал чем-то несоизмеримо большим – концепцией©, репутацией™ и маркетинговой стратегией®. Благодаря которым дуэт LM и МК хорошо известен, любим (и продаваем) за бугром, в «дальнем зарубежье». Брякни какому-нибудь Гансу, Жану, Джованни или Джону «Раша» – тот осклабится во весь рот, радостно закивает, как китайский болванчик и дружелюбно забубнит: «О, йес, йес, Сайклотаймиа». Заковыристый творческий замысел группы, иронически столкнувший лбами рыночную экономику с религиозными мотивами, придал – бизнес-плану группы сакральный смысл.
Итак, альбомы Cyclotimia отличаются:
а) стильным дизайном и броской упаковкой
б) привлекательной музыкой
в) остроумной подачей
Собственно музыка Cyclotimia состоит из:
a) glitch/click’n’cuts
b) ambient
c) experimental electronics
Кроме того, нельзя не отметить употребления:
1) винтажных синтезаторов
2) «биржевых» сэмплов
3) шумовых манипуляций
4) коллажной техники
На «Музыке для бирж» музыканты решили не без успеха для себя разогреть старый суп по новым тарелкам. То, что супец начал немного подкисать – дело десятое. Ничего нового музыканты не на-click-али и не на-cut-али, однако повторение – мать учения [и отец дивидендов]. «Музыка для бирж», как явствует из заголовка, на 39% состоит из “Wallstreet Requiem”, на 41 – из “Trivial Pleasures” и на 20% - из “Financial Glossary”. Короче, говоря – записей 2002, 2003 и 2004-2007 годов. С одной стороны – да, кому надо давно уже их слышал. Зато с другой, переиздание – хороший повод уделить раннему творчеству группы повторное внимание и переосмыслить его с точки зрения современной конъюнктуры. А с третей, диск – попросту выгодное приобретение в формате «три в одном».
Всё три самостоятельные части состыковались друг с другом весьма удачно, объединившись, несмотря на некоторый разнобой, в часовую сюиту на тему макроэкономики и антикризисного управления, помноженную на эффектное оформление. В силу своего возраста, материал отличается бoльшей шероховатостью, по сравнению с Cyclotimia образца 2008-2009, однако слушается комфортно, увлекательно и свежо. Во всяком случае, есть над чем призадуматься.
Символически «Музыка для бирж» была выпущена на рождество 2008 года. Так что сейчас смысла в этой рецензии нет вообще никакого. Рекламировать товар, в рекламе не нуждающийся – всё равно, что припереться на ту самую биржу в заячьем тулупчике и по-торгашечьи заголосить на всю ивановскую: НАЛЕТАЙ, НЕ СКУПИСЬ – ПОКУПАЙ ЗВУКОПИСЬ!
Смелый релиз от питерского лейбла Zhelezobeton Cyclotimia - Music for Stockmarkets появился в конце 2008 года и сразу занял свое место в моем top-10 за 2008 год. Название альбома на русский язык перевести крайне легко, ничего сложного здесь нет - Музыка для Бирж. Конец материального мира не за горами, это может почувствовать каждый музыкант из субкультуры, но сделать выводы и уж тем более записать соответствующий звуковой саундтрек для озвучивания происходящих экономических процессов, а также отразить эти процессы на нематериальном уровне сможет далеко не каждый.
Cyclotimia – серьезный и профессиональный проект, за плечами которого не один достойный альбом, музыкантам есть что сказать, читателям стоит ознакомиться с их дискографией и послушать их музыку. Но Музыка для Бирж отличается от всей музыки, которую записывали и выпускали музыканты до этого. Эта работа совершенно другого уровня и в нее вложены совсем другие идеи. Как написано в пресс-релизе к альбому - здесь царит минимализм, академическая стерильность, хирургическая выверенность и медитативная отрешённость. Это действительно так и есть. Причем все окрашено в белые тона, никаких черных оттенков, нечего грустить – пусть грустят те, кому есть что терять. От себя добавлю, если прислушаться, то в Музыке для Бирж можно услышать, как тикают невидимые часики времени, окончание эпохи капитализма не за горами и это очевидный факт. Приятно иногда смотреть в телеэкран на шумящий Лондон, горящий Страсбург, захлебывающуюся в массе бессмысленных зеленых бумажек Америку...
Music for Stockmarkets состоит из 3 частей – это Wallstreet Requiem, Trivial Pleasures, Financial Glossary. Wallstreet Requiem – для меня самая очаровывающая и захватывающая часть из этой знаменательной трилогии, она наиболее точно передает информацию (а музыка на самом деле ни что иное, как информация, но информация другого рода) о происходящих вокруг зачастую невидимых процессах. Музыка на альбоме является лишь инструментом, других вариантов и представить нельзя. У каждого просто свои инструменты и свои способы общения с окружающим миром, в этом плане Cyclotimia является острым, смелым и самое главное интеллектуальным звуковым проектом аутентичным нашему времени. Длительность всего релиза чуть более часа, но этого вполне хватит для того, чтобы погрузиться в мир, наполненный концепциями, математическими цифрами, биржевыми индексами, употребляемыми терминами и т.д. Прочитайте сами некоторые названия композиций Music for Stockmarkets: "Investor", "Secret Markets", "Global Economic Forum", "ID Number", "NASDAQ", "Office Comfort", "Negative Territory", "Oil", "Cashflow"... Вы видели, слышали у кого-нибудь из электронщиков что-то подобное?
Так что, если Музыка для Бирж не убьет капитализм, значит, вполне вероятно его убьет что-то другое.
«С Dandy Nintendo давно имели дело?» Это глупый вопрос, потому что временные рамки четко ограничены – это 90-е годы. Но именно так звучит основной «тон» на релизе. Оригинальна легенда к диску и, имея ее ввиду, можно двигаться в «правильном» направлении (без этого, в общем-то, нереально мыслить сообразно парадигме, заданной, музыкантом, в размытых и неконкретных жанрах).
Деньги, деньги-и… или money, money… пели Pink Floyd и чудаки из чудо Швеции Abba. Да, из шедевров мировой музыки о деньгах что-то дельное и как минимум остающееся актуальным и востребованным на протяжении десятилетий хорошо спели обозначенные коллективы. Про незабвенную «Money» группы Pink Floyd могу сказать многое, как в плане текстов, так и в плане музыкальной составляющей. В плане техники (что явно отражается на музыкальности) предлагаю в этой простой и мелодичной на первый взгляд композиции вычислить размер. «Не все просто», – скажем так.
Что же видим на данном, не в меру концептуальном релизе? Наверное, что-то типа современного взгляда на «жизнь». Денежный обмен стал уже в бОльшей мере безналичным, т.е. цифровым. Именно скачущие нолики и единички представляются под эти копошащиеся цифровые звуки, поверх которых порой проявляются подобия мелодий или хотя бы атмосферных моментов (композиция №2, например, или №10 и др.). Кстати, проводя аналогии, у Pink Floyd в композиции звучали сэмплы машин для счета железных денег. Ну что ж, каждому веку свой атрибут!
Лично у меня сложилось впечатление, что для выражения услышанных мной идей было бы достаточно и половины, а то, и трети, материала рассматриваемого релиза. Ощущение жвачки…
По легенде – некое мироощущение, где правят «современные потоки денег, последовательности единиц и нулей», прочувствовать можно. Но, высосанные из пальца рассуждения про храмы нового времени и сакральные бизнес процессы, – это клякса, которая смазывает интригующее начало про «современную политическую и социальную реальность» и пр.
Что ж, оригинально – да, технологически качественно – да, затянуто – да, скучновато – да, натянуто в плане легенды – да, тираж лимитирован и ты «избранный» – «да». «С головой в постмодерн» или думай, что слушаешь!
Задолго до того, как словосочетание «глобальный экономический кризис» стало скулосводящим оскоминным супостатом для доброй части человечества, замечательные российские электронщики CYCLOTIMIA написали пророческий Wallstreet Requiem. Альбом Music For Stockmarkets [Музыка для бирж] – продолжение удачно нащупанного тренда по созданию псевдоприкладных аккомпанементов. Музыка для бирж CYCLOTIMIA, как и Музыка для аэропортов B.ENO, конечно, вряд ли будет применена по указанному назначению (в качестве «литургического сопровождения для сакральных бизнес процессов»), но каков жест, каков размах! Сопроводительный текст от авторов демонстрирует любопытную этимологию: английское слово «клерк» происходит от латинского «клерикал» (духовное лицо), и аналогично «офис» - от «церемонии», далее следует мысль о том, что в настоящее время свободный рынок с его денежными потоками уже пора рассматривать как некую нематериальной субстанцию, святой дух. Словом, концепция альбома продумана мощно, и так уж получилось, что «на злобу дня». Даже в качестве допущения вся эта финансовая абсолютизация выглядит, по крайней мере, очень цельно. Дизайн пластинки также выполнен в традициях деловитого вижуала финансовой отчетности: круговые диаграммы с процентной точностью указывают на соотношение продолжительностей каждой из трех частей альбома в общем хронометраже. Из этих трех частей отдельным диском выходила ранее, а точнее в 2003, лишь Trivial Pleasures (26 минут, записи 2002 г), остальные 2 части Wallstreet Requiem (25 минут, записи 2004-2007 гг.) и Financial Glossary (13 минут, записи 2003 г.) официально не издавались. В силу близкого родства музыкального концепта эти три потока финансово-духовной информации весьма благополучно соединились в триптих «Музыки для бирж». Эмоциональных бурь звуковой ряд не вызывает – очень уж дегуманизированно, нарочито механистически щелкают «клики» и врезаются «каты» - очень дискретная и временами очень конкретная некрофилия автоматизации чувствуется в звуках. Устрашающие хаотичные траектории нисхождения Нового Святого Духа под ручку с Новым Мировым Порядком. Именины несуществующего сердца - 11 сентября, ID-номера, нефтедоллары, потребляй-работай-сдохни, analyzed by experts… Cамое любопытное обстоятельство в том, что сделан этот пароксизм безумия современности с использованием стареньких, наивных, но совершенно неповторимых советских синтезаторов (Ритм 1, Ритм 2, Аэлита, Форманта УДС, Форманта ЭМС-01, Поливокс). Треки Музыки для бирж по большей части очень лаконичны, как эпизоды с гипотетически бесконечной возможностью повторений, без начала и без конца. «Композиции» в классическом их понимании можно пересчитать по пальцам одной ноги, основная масса альбома - миниатюрные зарисовки, которые подобно котировкам на тех самых священных биржах скачкообразно сменяют друг друга. Разве что самая длинная композиция альбома Customer Lifetime Value (смесь космической церемониальной музыки с присутствием музыки сакральных биржевых процессов в зародышевой стадии) и еще пара более-менее длинных треков стоят особняком.
Итак, макроэкономический и макромузыкальный уровень, на котором Music For Stockmarkets блистает актуальным фасоном и оригинальным подходом, очевиден, остается добавить, что релиз был приурочен к 10-летнему юбилею CYCLOTIMIА, ну, и то, что акции дуэта, по прошествии десятилетия в хорошей цене.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |