Aidan Baker & The Infant Cycle
CD-R (лим. 250) |
При создании композиций этого совместного диска канадцы Айдан Бэйкер и Джим ДеДжонг использовали "джентельменский набор" современных экспериментаторов: гитара, бас, плёнки, сэмплы, генератор обратной связи, виниловые пластинки и игрушечное пианино. Четыре трека альбома соответствуют четырём временам года, четырём состояниям души...
Лето - повторяющиеся петли обрастают сочной плотью атонального звука и трансформируются в сэмплированные ритмы, поверх которых плывёт мягкая гитарная мелодия. Осень - ритм низведён до едва заметной монотонной пелены, атмосфера становится более мелодичной и меланхоличной и оборачивается в конце душещипательным гитарным соло. Зима - время сна и отрешённости: ледяной звон, медленное дыхание басовых импульсов, похрустывание электроники и неспешные дроны, рисующие обширные снежные ландшафты. И, наконец, весна - дроун-эмбиентная стихия раскрывается во всей красе, величественные звуковые волны качаются в сопровождении роя маленьких звучков, вновь пробудившихся к жизни.
Два первых трека были записаны в 2001 г. (и изданы небольшим тиражом на CD-R итальянском лейблом Blade Records в 2002 г.), два последующих были записаны в 2005 г. и завершили естественный цикл этого альбома.
Пасторальная безмятежность среднерусской полосы, запечатленная на конверте диска, вызывает предчувствие, что совместный альбом двух канадских музыкантов, Эйдана Бейкера и Джима де Джонга, будет таким же тихим и безмятежным. Предчувствие немного обмануло – посвященный временам года «Rural Sprawl» получился работой, при всей своей медитативности полной ярких эмоций, тревожных настроений и незабываемых звуковых путешествий. Отстраненно-трансцендентное звучание Бейкера весьма удачно сочетается с монотонно-цикличными ходами The Infant Cycle, выдавая в результате многомерную музыку, вне стиля и времени.
Годовое колесо начинает свое вращение с лета, о чем заботливо подсказывает название первой композиции. Она строится на ровном и тихом гитарном гуле, поверх которого наложены цифровые шумы и фидбеки, создающие психоделический эффект, своим присутствием словно вырывая слушателя из звукового омута. Позже авторы добавляют металлический перезвон перкуссии и крики птиц, пряча природные звуки в ворох иногда тревожных, иногда гипнотических сигналов.
Гимн осени, «Temperature Drop», начинается с тихого, дрожащего и невесомого гитарного звука, словно выплывающего из пелены плотного тумана. Лишенный динамики, этот фон постепенно выстраивается в простую, еле различимую мелодию, сплетаясь с очень далеким колокольным звоном. Кажется, что это неспешное движение звуков будет длиться вечно, но середина композиции нарушается медленно накатывающимся валом импровизации, когда грустные, тревожные и пронзительные гитарные переборы перерастают в злую психоделику в духе Acid Mothers Temple. Поток витиеватых, бурлящих звуков похож на осенний шторм, срывающий желтые листья и сплетающий из них в воздухе хаотичные узоры.
«You Left Your Breath On My Window» - воплощение изменчивой зимы, когда холодный ветер продувает все насквозь, воздух звенит от мороза и редкие солнечные лучи освещают снежный покров. Зима, по версии музыкантов – воплощение хаоса. В дуновении метели теряются машинные щелчки и шорохи, застывшая атмосфера хранит в себе обрывки звуков флейты и стеклянный звон. Рисуя в начале бесконечные застывшие просторы, музыканты со временем выстраивают настоящую стену звука из монолитного гудения, рева эффектов и задержек, скрежета и шипения пленки. Звук словно падает сверху, погребая под собой – пожалуй, эта часть композиции больше всего соответствует стилю игры Бейкера.
Но, рано или поздно, зима проходит, уступая место весне. Как и большинство произведений об этом времени года, композиция «Rights Of Spring» посвящена пробуждению и процветанию. Из статичной основы медленно, но верно вырастает целый калейдоскоп самых разнообразных звуков, сплетающихся, переходящих друг в друга. Механические шумы (так любимые Infant Cycle), дрожь гитарных струн, задержки и нарочито искаженные пленочные петли – все это развивается по желанию музыкантов, бурно и напористо изливаясь на слушателя. В конце все это оборвется, чтобы на несколько минут уйти в тихое марево звуков, похожих на дрожь воздуха под первым весенним солнцем. Поют птицы, весна пришла – круг замкнулся и тут же начался вновь.
Такой вот «природный» диск канадских музыкантов, удачно совместивших свои таланты. «Rural Sprawl» - один из альбомов, настаивающих на полном погружении слушателя в свои звуковые лабиринты, и способных дать взамен нечто большее, чем час прослушивания музыки. Фантастическая работа.
Rural sprawl - как бы это перевести получше - экспансия деревни? - процесс, в общем-то, несуразный. Ибо в большинстве известных случаев происходит прямо противоположное – разрастается город и городские пригороды, хищно вытесняя простодушные избы, вроде той, что изображена на обложке этого альбома-коллаборации двух канадских музыкантов Эйдана Бейкера (Aidan Baker) и Джима ДеЙонга (Jim DeJong). Но в творческом воображении деревня вполне может объять универсум, а сельский быт с его простыми радостями стать modus operandi и послужить отправной точкой гениальных озарений. Взять хотя бы Артюра Рембо, или там Кристиана Феннеша... Длинные и неропливые 15-20-ти минутные треки Rural Sprawl служат той же цели, что и размеренная жизнь вне города, способствующая отдохновению горожанина от городской суеты. Время растягивается в более длинные, естественные циклы – неспешной чередой перед нашими галазми проходят весна, лето, осень, зима и снова весна...
Не отходя далеко от пресс-релизных описательств: Лето - повторяющиеся петли обрастают сочной плотью атонального звука и трансформируются в трип-хоповый ритм, поверх которого дрожит, как марево, мягкая гитарная мелодия. Осень - монотонная, меланхоличная пелена звуковых пейзажей в финале взрезается скальпелем психоделического гитарного соло. Зима - время сна и отрешённости: ледяной звон, медленное дыхание басовых импульсов, похрустывание электроники и неспешные дроны, рисующие обширные снежные ландшафты. И, наконец, весна - дроун-эмбиентная стихия раскрывается во всей красе, величественные звуковые волны качаются в сопровождении роя маленьких звучков, вновь пробудившихся к жизни.
Бейкер манипулирует гитарой, басом и всяческими хитроумными примочками. ДеЙонг шуршит магнитофонными пленками и сооружает монотонные петли из виниловых сэмплов. Их совместный монументальный трип, на час вырывающий слушателя из обычного течения жизни, напоен спокойным величием природы и насыщен тонкими эмоциональными нюансами, достигающими необычайной психологической глубины. Редкая по красоте и мощи работа.
THE INFANT CYCLE - это творческий псевдоним Джима ДеЙонга, более десяти лет занятого экспериментами в области извлечения необычного звука из плёночных и виниловых носителей, радиоэфира, синтезаторов и прочего музыкального инвентаря. Эйдан Бэйкер в особом представлении не нуждается, и, как я полагаю, знаком большинству читателей этого отзыва своими многочисленными дроуновыми работами как под собственным именем, так и в составе NADJA. Творческий союз двух канадских музыкантов завершился записью чуть более чем часового альбома "Rural Sprawl", из каких-то соображений оформленного фотографиями русского деревянного зодчества. Разумеется, музыка никоим образом не отражает архитектурные мотивы артворка - на самом деле работа посвящена временам года, хотя немногозвучный и полупрозрачный замес drone из электрогитары и электроакустики из чего попало под руку, как мне показалось при прослушивании, лишён конкретики. Впрочем, "Summer" звучит насыщеннее, "Temperature Drop" и "You Left Your Breath On My Window" - минималистичнее и холоднее, "Rights Of Spring" - свежо и обволакивающе, а уж более образную звуковую интерпретацию смены сезонов я привык ассоциировать с другими музыкальными направлениями. Тем не менее, и без каких-то концептуальных подоплёк "Rural Sprawl" звучит вполне любопытно: не слишком углубляясь в решение вопросов создания композиций, канадцы предпочли детально отработать фактуру звука, уверенной режиссурой подчеркнув глубину эмбиенсов и остроту шумовых паттернов и сэмплов, благо опыта и умений на это хватает обоим авторам. Итого, "Rural Sprawl" можно считать подходящим альбомом для фонового прослушивания, но слушать его в сосредоточенном режиме было бы скучновато... проигрыш российскому дуэту Зубова и Вороновского aka HYPNOZ "Breath Of Earth" со счётом 1:0.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |