Огни Видений
CD-R (лим. 77) |
Северный город Архангельск подарил русской эмбиент-сцене несколько прекрасных проектов, одним из которых, безусловно, является Огни Видений. Предыдущие релизы Огней выходили на таких лейблах, как Vetvei и BioSonar^Labyrinth, и это уже четвёртый альбом, если не считать совместного диска с Шестью Мёртвыми Болгарами "2137" (Vetvei, 2011).
Альбом посвящён феномену пустоты в его буддийском понимании: не как абсолютное "ничего", а как бесконечая потенциальная проявленность всего сущего в мире. В отличие от предыдущих работ, отличавшихся более ритуальным подходом, на этом альбоме Пётр А. не боится экспериментировать с более абстрактным электронным звучанием. Здесь вы почти не услышите традиционных поющих чаш, колокольчиков и дудочек, вместо этого пространство захватили самодельные аналоговые звукогенераторы, переработанные полевые записи и загадочные текстуры. Протяжные фоновые гудения фиксируют восприятие, а на переднем плане булькают, квакают и копошатся причудливые микрозвуки, создавая крайне психоактивную грибную атмосферу, населённую таинственными сущностями.
Из пустоты все появилось, все в ней содержится и в пустоте же все, в конце концов, и исчезнет. Исследуя феномен пустоты "по-буддийски", в качестве "бесконечной потенциальной проявленности всего сущего в мире", архангельский проект "Огни Видений" предлагает совершить ментальное путешествие в эту самую пустоту и попытаться познать ее природу и ее возможности. Любое путешествие должно начинаться с отправной точки, и, в данном случае, десант в непознанное лучше всего совершать из мест тихих, глухих и как можно более далеких от цивилизации с ее суетливым шумом, мешающим сосредоточиться. Если у вас такой возможности нет, то авторы этого альбома заблаговременно позаботились и об этом, воссоздав в своей привычной манере "натурального эмбиента" уголок ночной природы где-то высоко на лесистом склоне горного перевала, атмосферу которого ткут голоса птиц и лягушек, потрескивание костра, стрекот сверчков, шорох ветра в ветвях, тихий звон холодных ручьев, гул, поднимающийся из темных озерных глубин и прочие естественные звуки. На лоне природе о подобных сложных философских вещах размышляется особенно хорошо - и, если судить по обложке релиза и психоделическому гудению самодельных генераторов звука, использованных в записи альбома, неплохо этому способствуют галлюциногенные грибы, обильно на границе этой волшебной поляны произрастающие. Звучание пустоты размеренно-спокойно, но в этом переплетенном потоке странных вибраций ощущается гнет бездонного ночного неба (само по себе являющего непознанной загадкой) и мрачные бездны обступающих лесных чащ, а, усиленное дронирующими безднами электроники, фантастическими сигналами и шумами, образующими фантомные голоса и фрагменты архаичных мелодий, медленных, как вековые песни камней и земли, это погружение в "потенциальность", пусть и открывает в безгранично малом микромире бесконечную череду возможностей для проявления и эволюции звука и сознания, оставляет порой гнетущее и пугающее ощущение. Ощущение сопричастности чему-то, что мы никогда не сможем познать в силу своей ограниченности, и впускать в себя это непонятное "нечто" с его обманными огнями, фракталами галлюцинаций и дремотным ароматом сгоревших трав, от которого голоса птиц и лягушек превращаются в голоса духов…согласитесь, как-то неуютно, особенно когда понимаешь, что "это" уже присутствует в нас и никуда от него не деться. Нет спасения от пустоты в пустоте. От музыки "Огней" уносит - и это не красивое словцо, это констатация факта. Под конец этого альбома реальность, к которой вы привыкли, потрескивающая бревнами в костре Вселенной, осыпается пеплом, уступая место новому этапу творения всего из ничего. Сильный альбом.
Ранние релизы «Огни видений» откровенно пустоваты (поющие «тибетские» чаши?! Пустите, я ему ногу оторву!), а этот – хорош. Парторг Дунаев, скитаясь по чащобам, таких сучков да задоринок должен был наслушаться в избытке. Тут не пустоты звучащие, а, скорее, полные карманы русского-лесного бытия. Катаются зеленые колобки, в болоте квакают, Баборыкин кривляется, огоньки, ну вы понимаете, подмигивают, в четвертом треке есть такой звук, от которого пришлось выключить пластинку, крутить головой и с облегчением понять, что он все-таки внутри, а не снаружи.
«Альбом посвящён феномену пустоты в его буддийском понимании: не как абсолютное «ничего», а как бесконечая потенциальная проявленность всего сущего в мире. В отличие от предыдущих работ, отличавшихся более ритуальным подходом, на этом альбоме Пётр А. не боится экспериментировать с более абстрактным электронным звучанием» — как бы говорит нам пресс-релиз альбома и хочется кивать с улыбкой как идиот и соглашаться — потому что все верно сказано. Бесконечная потенциальность — нет проблем! Чудесная игра самопроявленных энергий! Апофатическая полнота белого «А»! Однако, памятуя о пустотности и спонтанности — не следует забывать и об основах — взаимосвязанном возникновении. А это уже в свою очередь приводит нас к тому, что когда начинаются “эксперименты с более абстрактным электронным звучанием” — то получается малоудобоваримый поток звуков — малоудобоваримый хотя бы в силу сложной сочетаемости примененных выразительных средств. Точно также, как спонтанный удар по одному из интерфейсов потенциальной проявленности всего сущего — текстовой клавиатуре — рождает малосмысленную хуйню, спонтанное звуковое экспериментирование в нише электронно-шумовых опытов рождает агнозическое чпокание и бормотание. Впрочем, звуковая семантика, как правило, обычно более широка, чем символьная — и»Звучащие пустоты» с тем же успехом и другой обложкой (кстати, блять, ну что за туссиновый креатив на обложке?) вполне могли бы быть также посвящены творчеству Лавкрафта — потому что ну а чем не флейты Азатота? Но вообще — уж лучше «ритуальный подход» и поющие чаши.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |