Ухушуху
третье издание: |
Ухушуху – проект под управлением Павла Домбровского, музыканта и графического дизайнера из Санкт-Петербурга, участника групп Утроворту, Голуби и Безумные Кашевары, Кроль и др., и «Длинные песни приятные слуху» – его дебютная работа, впервые изданная в 2014 году.
Внимая этим песням, мы отправляемся в путешествие сквозь структуры и поверхности в оболочке экспериментального дроун-эмбиента. Нас ждут звуковые аномалии, бессистемные шатания по зыбким непредсказуемым областям, неясные шорохи и кажущиеся отголоски, пространства различной плотности, настроения и природы, потайные тупики, самопроизвольные звукоизвлечения и замкнутые на себя лабиринты.
Издание 2022 года дополнено вторым диском с тремя ранее не публиковавшимися композициями общей продолжительностью 47 минут. Релиз выполнен в матовом 4-панельном картонном конверте с новым оформлением от Лилии Акивенсон, тираж – 200 копий. Цифровая версия доступна на bandcamp.
Этот альбом – словно запечатленная в музыке история о том, как группа товарищей отправилась в дремучий лес за сонными травами и разговаривающими грибами, да так там все и остались, живя на полянке и каждый вечер слушая длинные песни, приятные слуху, которые поют совы (они, как известно, совсем не то, чем на самом деле кажутся) с их извечным «У'ху! Шу'ху!», подмеченным еще Хармсом, и другие лесные обитатели, реальные и мнимые. То «Ухушуху», о котором пойдет речь, относится к деятельности питерского творческого объединения «Утроворту», в свою очередь, сложившегося вокруг группы «Голуби и безумные кашевары», играющей что-то эклектичное в стилистике психоделического нойза – но это «ответвление», насколько можно судить, занято еще более экспериментальной музыкой, уходя корнями в эстетику галлюциногенного эмбиента и черпая вдохновение в долгих прогулках по чащобам. Их первый студийный альбом представляет собой совсем не лишенные оригинальности многослойные звуковые потоки, протекающие, как ясно из их названий, по земле, в воде и под землей, и уплывающие куда-то в загадочную тишину карельских лесов. Альбом хорошо вписывается в традиции питерского психоделического дрона, заложенные «Lunar Abyss Deus Organum» и другими звуковыми «шаманами»: здесь за основу берется плотный и фактурный гул, вокруг которого свиваются в недолговечные коконы различные звуки, будь то петли мелодий и весьма странных манипуляций с ними, утробные пульсы земли, подрагивающий звон и тихий шорох перкуссии, призрачные голоса шкодливых и угрюмых духов, электронные сигналы, спускающиеся из космоса (или, напротив, уносящиеся в темное небо с передающих установок секретных военных баз, о которых могут многое поведать лесные сталкеры), притягивающие к себе все внимание напряженные шумы как природного, так и техногенного происхождения. Как и положено по канонам жанра, звучит альбом завораживающе, собирая воедино множество слоев реальности и ее обратных сторон, незаметно, но неотвратимо лишая слушателя его привычно-пассивной наблюдательной роли и подводя его к переживанию некоего опыта, разного в каждом конкретном случае: у кого-то блуждание звуковых фантомов вокруг вызовет испуг, а кому-то трудно будет потом подобрать лучшее сопровождение для медитации и трансовых состояний. Интересная работа, действительно, весьма и весьма приятная слуху.
Скользи змеей по расколотым камням, прячься в густых диких травах и чувствуй влажные фрагменты их корней. Отголоском птичьего грая погружайся в лесной омут, где под распухшими мертвыми сучьями и узловатыми корягами тускло отсвечивают нефритовые глаза водяного.
Будь кровью земли, молчи в недрах ее почв, пульсируя в черных ноздреватых комьях. Храни под дерном свет всех солнц вселенной. Тогда придешь ты к миру "Длинных песен приятных слуху". "Уху…", - закричат в этот момент совы. "…Шуху…", - густым басом ответят им через какое-то время потревоженные ландшафты.
Если быть более точным, то не только совы, но абсолютно все на этом диске обладает своей речью: где-то в туманах дронов скрываются невидимые звери, птицы и прочие живые и неживые создания, стекает живица по мшистой коре, слышно как что-то растет, а иное - превращается в фосфоресцирующую труху. Пейзажи здесь говорят, ведя свои неспешные беседы на том языке, который хорошо слышим, если приникнуть к древесному стволу и ощутить его целиком - от бугорков камеди под ладонями до бурой мощи корневища, - стать его продолжением. И человек тянется к этому языку (осознано или бессознательно), признавая в нем своего ближайшего родственника, вспоминая, как сам когда-то шумел папоротником, набухал березовыми почками, шелестел кроной.
Мир "Длинных песен приятных слуху" медлителен, его циркуляции практически незаметны, но, в то же самое время, он движется основательнее чего бы то ни было, постоянно прислушиваясь к себе. Здесь очень сильна память природы и органические гулы альбома, словно в янтаре, хранят все ее проявления, будь то копошение насекомых или гудящее эхо лесистых форм, от которых остались только зеленые наносы холмов. От этого музыка Ухушуху кажется древней, архаичной: она обуревает множеством времен года, внешних и внутренних годичных циклов, точит силы, как весна подтачивает снег - хочется остановиться, прилечь и укрыться палой листвой, чтобы стать таким же размеренным, как она, чтобы больше не упускать ничего… Чтобы помнить.
Музыканты нисколько не слукавили, выбрав такое название для своего первого альбома: эти песни действительно настолько же приятны, насколько длинны. Должно быть, этот drone ambient добирался до нас как отсвет эмиссионной туманности природы миллионы лет. И мы сейчас, вглядываясь в созвездия из фотосинтеза и хлорофилла, уже уходим с этим светом туда, где нас никогда не будет, но обязательно останется музыка, и "Длинные песни приятные слуху" будут звучать, несмотря ни на что.
Замечательный дебют, который, к примеру, придется по вкусу всем ценителям творчества Роберта Рича, Alio Die, Lunar Abyss Deus Organum и иных смежных проектов. Возможно, кто-то услышит здесь нечто знакомое, но это не удивительно: эта музыка постоянно творится вокруг нас, а такие коллективы как Ухушуху помогают слушателю обрести ее.
Собственно, все самое главное, что можно сказать об этом альбоме уже заключается в его названии, разве что для публики, которая "не в теме", стоит, может быть, добавить, что петь песни тут никто не собирается. Зато разворачивать обширные потоки гудельных фракталов - за милую душу. Видимо, пришло уже то время, когда дроун-эмбиент перестает быть уделом замкнутых одиночек, часами изучающих блоги и торрент-трекеры в поисках исправного гудения для ночных медитаций при свете Луны (или монитора), и заняться подобным звукоизвелечением становится легко музыкантам из даже не столь соседних стилей. Впрочем, психоделический проект Утроворту, от которого отпочковался Ухушуху, не один раз делил сцену с мастерами звуковой психонавтики вроде Lunar Abyss Deus Organum и Kshatriy, что, очевидно и стало сразу же и школой, и инициацией. Начиная с дебюта, музыка проекта звучит ничуть не хуже давно зарекомендовавших себя проектов, что не замедлилось проявится в повышенном внимании к проекту - данный альбом был благополучно размножен торрент-трекерами и блогами, подхвачен сразу двумя нет-лейблами (GV Sound и DNA Productions), и прямо на волне успеха подхвачен одним из столпов российской индустриальной сцены, лейблом Zhelezobeton. Издание выполнено в синем картонном конверте, в символической лимитации 77 копий CDR дисков.
Что же касается самого "содержимого", то все поклонники сложнозакрученных звуковых структур будут несомненно рады - в альбоме нашло свое отражение и интерпретацию все то, что привнесли в отечественную музыку такие проекты, как вышеупоминавшиеся Lunar Abyss, а также Hattifnatter, Vresnit, Огни Видений и Шесть Мертвых Болгар. Мерцающие оттенками флюоресценции высокочастотные импульсы аналогового оборудования тихими вереницами проносятся на периферии звуковой панорамы, в то время как глубокие гудения сплетают фактуры каждой из композиций в строгом соответствии названию последних - Поверхностная, Подводная, Подземная. Словно светящийся в темноте планктон, эти переплетения звуков отнюдь не математично-строго выстроены вдоль оси композиции, но сугубо интуитивно всплывают тут и там, образуя затейливую картину узорчатой жизни. В какой-то момент все происходящее может напомнить ночную сцену из фильма "Жизнь Пи", вы вполне даже можете услышать отдаленные песни китов, которые вот-вот всплывут на поверхность, дабы вдохнуть живительного кислорода и тут же продолжить свой глубоководный трип. Впрочем, в пучинах этого альбома самому слушателю очень легко становится превратиться в ныряющую тут и там касатку, а может быть даже и кашалота - все зависит от степени сонастроенности со звуковым потоком. Процеживая мегатонны дроунов и эмбиентов, в сухом остатке получаем обильную пищу для расслабленной медитации, вдохновенного творчества и просто хорошего настроения.
"Длинные Песни Приятные Слуху" - это как раз тот случай, когда название альбома четко и емко передает его суть. Песни ведь и длинные, и приятные слуху, с этим спорить трудно. Мрачные бугры моря на обложке, похожие на поверхность странной планеты, подготавливают нас к красочным пейзажам дивного мира, созданного творческими гениями Ухушуху.
Ухушуху - один из проектов творческого объединения Утроворту, а упомянутые "Длинные Песни…" - дебютный альбом. За спиной этой замечательной группы артистов множество концертов и творческих вечеров, выпущенных альбомов и поэтически-художественных книжек. Поэтому от Ухушуху я ожидал, прежде всего, качества. Качества, которое, наверное, ожидают от брендовой одежды (не знаю лично - не пробовал).
Мрачный, приятный слуху дроун вместился в три песни: "Поверхностная", "Подземная" и "Подводная". Это что-то вроде небольшого путешествия, причем путешествия, как видно из названия, вниз. В этом присутствует некая символичность. Дроун, как известно, музыка наиболее похожая на музыку шаманскую, ритуальную, а шаманы, как раз, и занимались такого рода нисходящими трипами в нижние миры, в юнгианской психологии называемые работой с подсознанием.
Длинные, 10-20минутные треки обладают должной насыщенностью и атмосферностью. Музыкальный окрас"Поверхностной" - светлый, спокойный, приятный. Среди аморфных шумов и спэйсовых нот можно услышать тихие удары какого-то электронного барабана, эдакого бубна современного шамана. Звук ритуального инструмента то ведет нас по бескрайнему серому полю, то поднимает над землей, и тогда резкими шумовыми помехами отзывается пролетающая птицы. А когда мимо пролетает целая стая, в наушниках творится настоящий ад: хрипы, скрежеты, писки, будто бы бедные существа попадают в ветровые турбины. Мда… неудачная ассоциация.
Под водой спокойно и темно. Мелодичные шумовые колебания напоминают, что где-то сверху над нами ездят катера и корабли, разгоняя перед собой непослушные седые волны. Бубен пропал, в этом мире он нам не нужен. Погружаясь все глубже, мы отдаемся этой вибрации моря, представляя, что оно - большое и доброе разумное существо. Существо это очень любит играть. Иначе как объяснить эти позвякивания, эти музыкальные мотивы и ритмичные завывания морского дьявола? Постепенно достигая дна, мы прощаемся с подводной музыкой, переходя в очередной нижний мир.
А под землей у нас пустынно и тревожно. Мрачные гармонии шумов заставляют нас внутренне напрячься в ожидании опасности. Непонятная музыка охраняет наше продвижение вниз. Странные крики пытаемых существ усиливаются с каждым нашим шагом вниз. Как тут не вспомнить криппи-истории про "звуки из ада" на глубине 18 километров. Неужели это наша Земля кричит и стонет от приносимых ей страданий? Музыка развивается, пульсирует, усиливается и стихает, пока не растворяется полностью в окружающей нас тишине. Путешествие закончено.
Итак: Ухушуху - очередной удачный проект Утроворту. Прослушиваядебютный альбом, можно искать в нем аналогию с древними шаманскими путешествиями в нижние миры или просто восхищаться атмосферными дроунполотнами. Так или иначе, вы получите незабываемое удовольствие. "Длинные Песни Приятные Слуху", как уже говорилось, не только приятные, но и длинные, а значит, слышимая нами красота закончится нескоро. 10/10.
Петербургский проект Ухушуху давно на слуху поклонников дрон-эмбиентной музыки. И выход антологии на лейбле Zhelezobeton стал настоящим подарком всем поклонникам творчества этого коллектива. Концептуальное оформление на двух дисках - приятно держать в руках и не менее приятно слушать. Путешествие в запредельные миры высшей степени качественного трипа. Ты точно погружаешься в эти атональные шумы и гулы и неведомый шаман разворачивает и двигает невидимый черный портал все ближе и ближе... Потрясающая работа со звуком - все читаемо, басы играемы и слышны, нет ощущения каши в миксе - каждый инструмент на своем месте. Огромное спасибо музыкантам и издателям за такой отличный релиз, который должен стать на почетном месте каждого интересующегося российским постиндастриалом.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |