Kryptogen Rundfunk + Hladna - Rokton + Formanta

Kryptogen Rundfunk + Hladna
"Rokton + Formanta"

3"CD-R (лим. 250)
ZHB-XIII


1. Untitled [mp3]
2. Untitled [mp3]
3. Untitled [mp3]

длительность: 23:13
дата выпуска: 30 октября 2007 г.
тираж закончился

* bandcamp.com
* kr.radionoise.ru

Hladna и Kryptogen Rundfunk - за этими именами стоят два питерских музыканта, играющих экспериментальную шумовую музыку. Они оба питают трепетные чувства к старым электронным инструментам, и часто их используют на своих концертах и в записях. Однажды, тёплым летним днём они собрались и решили поиграть на двух аналоговых ритм-синтезаторах "Роктон" и "Форманта". По сути, это два одинаковых инструмента, выпускавшихся в Советском Союзе двумя разными заводами. Каждый из них является "мозгом" для электронной ударной установки, но может использоваться и автономно - в качестве многоканального тон-шум-генератора или ритм-машины.

Kryptogen Rundfunk использовал свой аппарат ровно, размеренно и спокойно, в то время как Hladna исторгал из своего более резкие и непредсказуемые звуки. Стоит особо отметить нестандартные приёмы звукоизвлечения Николая Николаевича (Hladna), который на двух последних треках снял с синтезатора заднюю крышку и играл не только при помощи ручек управления, но также залезая внутрь и перемыкая контакты собственными руками (за что, кстати, был пару раз нормально ударен током).

Живая запись без каких-либо обработок, со всеми естественными хрустами и вкусными перегрузами. Абстрактная электроника, минимализм и немного шума.



Рецензии

13-й релиз Железобетона. Трехдюймовка с тремя композициями, датируемыми 2004 годом. Записанными при помощи винтажных драм-машин отечественного производства Rokton и Formanta в ходе безумных экзерсисов основателя питерского лейбла Мистера Моцарта aka Kryptogen Rundfunk и Николая Калмыкова (Hladna). Использовать девайсы по своему прямому назначению (тум-дыщ тум-тум-дыщ) музыканты, понятное дело, отказались. Принявшись извлекать из этих инструментов совершенно не свойственные им звуки, зверски выкручивая ручки и замыкая контакты. Хотя может, и не столь зверски... Потому что в результате запись получилась вовсе не такой уж шумной, как можно было бы предположить. Шизоидной, психоделичной – да, но тоже не катастрофически. Впрочем и получить эстетическое удовольствие от прослушивания этого материала будет нелегко. По крайней мере, мне этого не удалось. И хотя в пресс-релизе указывалось, что "Kryptogen Rundfunk использовал свой аппарат ровно, размеренно и спокойно, в то время как Hladna исторгал из своего более резкие и непредсказуемые звуки", это не помогло мне в полной мере оценить концепт "Rokton + Formanta". Мой варварский слух воспринимал лишь, как поскрипывает, попердывает, посвистывает, покашливает, повизгивает, похрюкивает, тарахтит, хрипит, побулькивает, тренькает, жужжит, потрескивает, хлюпает, постанывает, хрустит, зуммерит, подергивается слетевшая с катушек драм-машина, извергая из себя бессвязные потоки звуков.

Случается так, что, пережив свою смерть, старый человек молодеет на глазах. Дряхлость и немощь отступают, разум яснеет, распрямляется осанка, твердеют ногти, заживают изъеденные пародонтозом кровоточащие дёсны, зарастают трофические язвы и разглаживаются псориазные пятна. После этого страх смерти перестаёт висеть над душой, как тень, и жить становится легко и свободно.

Нечто подобное происходит сейчас со старыми синтезаторами, к которым музыкальная общественность питает трогательный ностальгически-эротический интерес. Для кого-то винтажная техника - не более чем привлекательно старомодный аксессуар, вроде кокетливой шляпки из бабушкиного сундука. Для кого-то вожделенный аргумент в идейном споре против прогресса. Для кого-то - ещё один эксперимент в рамках технических ретро-заигрываний.

Как бы то ни было, советские синтезаторы и студийная аппаратура 60-х переживают сейчас своё второе рождение. Сейчас, в 00-е, они звучат как никогда молодо, свежо и востребовано. Дуэт Hladna и Kryptogen Rundfunk представляет хорошо забытое старое в ненавязчиво современной оболочке. Аппараты "роктон" и "форманта" вряд ли конструировались для сочинения абстрактных коллажей, которыми занимаются их современные поклонники. Однако и для этой цели годятся на ура.

Методика сотрудничества выливается в некое подобие звукового пуантилизма. На статически гудящий фон элегантно набрызгиваются шумовые крапинки, точки и кляксочки. Прославленная и видавшая виды техника используется для порождения линейных и нелинейных ритмических пульсаций и лёгких акустических помех. Результат работы можно назвать декоративно-прикладным. Четыре руки умело прикладываются к видавшим виды синтезаторам для создания декоративного шума.

"Rokton + Formanta" - удавшийся структралистский опыт без претензий на снобский интеллектуализм и яйцеголовое чванство. Кроме того, три дюйма дискового пространства могут послужить стимулом для занятий любительской археологией в лавке с антиквариатом. Как-никак бриллианты навсегда.

Три импровизационных фрагмента, исполненных погожим солнечным днём на двух советских драм-машинках. Как мне показалось, единственный смысл, заложенный в этот аккуратно упакованный трёхдюймовый CDR — побаловать слушателя сочными аналоговыми звуками. Примитивные звуковые волноформы, пропущенные через нехитрые встроенные фильтры, да сопутствующие шуршания и потрескивания замыкаемых контактов — судя по отсутствию названий композиций, авторы не отягощали себя какими-то прочими идеями или, более того, образами. Правда, я думаю, что советские разработчики этих чудных винтажных железяк конструировали их для более популярной и много менее абстрактной музыки... всё-таки эти пульсации и глитчи, да ещё и вызванные прямым замыканием контактов как между собой, так и непосредственно на ХЛАДНУ — экстремальные условия использования некогда популярных ритм-боксов. И тем не менее, «Роктон + Форманта» — отличный и безусловно путёвый железобетонный релиз.

Этот трехдюймовый диск стал в свое время приятным исключением из череды релизов питерского лейбла Zhelezobeton, специализирующегося, как правило, на индустриальной музыке во всех ее проявлениях. Участники проекта хорошо известны в России благодаря активному участию в концертной деятельности, сольным альбомам и несметному числу компиляций. Сессия Rokton + Formanta – классический квартирный междусобойчик, то, что зовется мудреным словом sittings. Николай и М.М. использовали два ритм-синтезатора, что оказались под рукой. Их “именами” и назван 23-минутный альбом.

Три пьесы мини-альбома вылеплены из пластичной и сочной аналоговой мякоти. Из-за отсутствия четкой ритмической составляющей попытка окрестить проект нашим ответом PAN SONIC провалилась. Более того, музыка ленинградцев отнюдь не минимал – в ней масса слоев, гула, ритмических сбивок и бесчеловечного истязания фильтров машин. Самой агрессивной выдалась первая композиция: динамичная, с фрагментарным битом, высокочастотными руладами. Остальные пьесы спокойнее и рассудительнее, с очевидными ролями каждого из музыкантов. Они никуда не торопятся и утопают в беззастенчивом любовании красотами машинного саунда. Собственно, весь альбом есть ни что иное, как гимн конструкторам и инженерам советского синтезаторостроения. Звук во имя звука – без компромиссов и злого умысла.

Денис Ведерко, Машинное Отделение.

При безымянных дорожки суммарной продолжительностью в 23 минуты отражают результат совместного общения авторитетных петербургских шумовиков с аналоговыми ритм-боксами "Роктон" и "Форманта". Помимо них, в записи альбома непосредственно использовался и сам Николай Николаевич Хладна, фишкой которого с давних времён стало применение себя в качестве источника сигнала, снимаего оголённым проводом с бритой головы. И если KRYPTOGEN RUNDFUNK ограничился извлечением ровных и упругив тонов из недр аппарата, то HLADNA копнул глубже и украсил базовые волновые урчания многочисленными микроволновыми щелчками, сухими шумами, искажениями и прочими сопутствующим звуковым хламом - в том числе путём изменением электронной схемы устройства непосредственно в процессе рекорд-сессии. В этой работе как нельзя лучше отражается старинный метод сочинения шумовой музыки, который отрицает как активное применение цифровых технологий, так и необходимость придания художественности исполняемым в режиме реального времени произведениям... не искусства, но практически инженерной мысли. Ну немаловажен импровизационный момент - подготовить и отепетировать такие пьесы практически невозможно. Вариантов реакции на прослушивания "Rokton + Formanta" на мой взгляд может быть только два: либо слушатель нажёмет "stop" максимум после первого трэка, либо признает музыку правильным и удачным, а оттого дефицитным ныне экспериментально-нойзовым релизом. Иными словами, пластинка для немногих.

© 2002-2017
Radionoise.ru