Cataclyst
CD (лим. 600) |
Странный проект, который на мгновение объединил Петера Андерссона (raison d'etre) и Джоанну Розенквист (ex-Institut, Koeff) в теперь уже далёком 1992 году. Музыка Cataclyst сочетает в себе меланхоличную красоту ранних raison d'etre и Necrophorus, жёсткие индустриальные ритмы Institut и tribal-элементы другого незаслуженно забытого проекта Петера - Svasti-Ayanam... Что отличает этот продукт от прочих работ шведских мастеров индустриальной сцены, так это атмосфера далёких сказочных миров, в которую плавно погружаешься во время прослушивания "Monuments of a Rubicund Age". Петер и Джоанна соткали бесконечный лабиринт из миражей, прогулка по которому будет приятным сюрпризом как для любителей ambient / experimental / industrial, так и для более консервативных поклонников gothic. Первый тираж альбома выходил на собственном лейбле Петера - Yantra Atmospheres - в 1999 году и был лимитирован всего 100 копиями. Это переиздание выполнено совместными усилиями лейблов Tantric Harmonies и Zhelezobeton, оно содержит укороченную версию последней альбомной композиции + бонус-трек. Оригинальные фотографии выполнены Павлом Бурченко.
Осуществленное силами лейблов Zhelezobeton и Tantric Harmonies ремастерингованное переиздание "Monuments of a Rubicund Age", единственного альбома Cataclyst, изначально увидевшего свет в 1999 ограниченным тиражом 100 экземпляров. Одна из многочисленных реинкарнаций Питера Андерссона - вторым, вернее, второй, участницей коллектива являлась экс-участница Institut Иоханна Розенквист, подрядившаяся записать необходимые вокальные партии, - Cataclyst являет собой помесь индастриэла старой школы, darkwave и tribal ambient, в пропорциях близких к идеальным.
По нынешним временам музыка Cataclyst звучит, пожалуй, слегка «старомодно», из-за «специфичного» синтезаторного саунда, но благодаря вложенной в работу изрядной доле пафоса (в хорошем смысле этого слова), отнюдь не наивно. Величественный неоклассицизм аккордов и церемониальная ритмика Cataclyst – печально-возвышенный и благородно-архаичный. может внушить едва ли не благоговейный трепет. Все, начиная с готического окраса мелодий до запущенных задом наперед и обратно голосовых сэмплов, взывает к умалению плоти и клерикальной стойкости духа перед лицом мирских лишений. Новое оформление альбома отражает все это в полной мере. Заснеженная надгробная статуя, светло скорбящая по умершему. Таков же и альбом Cataclyst – печально-возвышенный и благородно-архаичный. /.../
Швед Петер Андерссон, половина Cataclyst, – это основатель и главный участник проектов raison d'etre, Stratvm Terror, Necrophorus, Svasti-ayanam и некоторых других (всего их около десятка). Дискография одного только raison d'etre насчитывает почти 20 альбомов. Безусловно, Петер является значимой фигурой в пост-индустриальной и эмбиент-культуре. На его музыке сильно сказываются увлечения буддизмом и медитацией, что нельзя не заметить и на единственном альбоме проекта Cataclyst. Второй же половиной Cataclyst является Джоанна Розенквист, участница power electronics и noise проектов Institut и Koeff, которые, как и многие проекты Петера, не обделены вниманием лейбла Cold Meat Industry. Надо заметить, что Петер ещё является и звукорежиссёром некоторых работ Джоанны.
"Monuments of a Rubicund Age" был записан в 1992 году. В 1999 году он вышел в виде CD-R на лейбле Андерссона Yantra Atmospheres тиражом всего в 100 экземпляров. В 2007 году два мощных российских пост-индустриальных лейбла перевыпустили его на CD ограниченным тиражом – 600 копий. Правда, в этом переиздании был укорочен последний трек и добавлен бонус. Альбом имеет добросовестно оформленную нестандартную упаковку из глянцевой бумаги с креплением для CD.
Сказать, что от альбома веет магией и шаманизмом – значит не сказать ничего. Треки взывают к многократным ментальным путешествиям, и им трудно отказать. Альбом открывается первой частью “The Gawds are Still at Karnak”, которая производит быстрое и глубокое “погружение”. Это потрясающей силы трек: разливающийся мелодичный синтезаторный гул, лёгкое бульканье, чёткий перкуссионный ритм и странный, неземной женский вокал. Если честно, я не ожидал такого материала. Хотя и не весь альбом такой. На нём можно встретить и тяжёлые металлические ритмы, и кислотные трипы мирных лесных жителей. Альбом поворачивается то той, то этой стороной. Причём момент вращения едва возможно заметить. Это кривые зеркальные лабиринты, в которых показавшийся грегорианский хор искажается, зеркально отражается и появляется уже в другом месте. Магические заклинания, прочитанные загадочным шёпотом, также отражаются в тысячах зеркал и предстают в странной форме. Большая часть альбома имеет ритм, причём в основной своей массе, он не электронный, а перкуссионный. Таким образом, мы получаем микс из tribal, industrial, ambient и darkwave. Вкусно? Не то слово.
Назвать этот альбом шедевральным нельзя, но то, что он “держит планку” и привлекает, отрицать глупо. Пластинка с двумя частями "The Gawds are Still at Karnak", на мой взгляд, могла бы стать супер-хитом в определённых кругах. Хочется порадоваться за лейбл Zhelezobeton, который выпустил уйму прекрасных CD-R релизов с хорошим материалом и наконец-то совершил CD дебют. А с Tantric Harmonies ничего разъяснять не надо – достаточно заглянуть в их каталог.
Пятнадцать лет - более чем солидный срок. За это время несотворимые кумиры успевают истлеть в пепел и обратиться в ничто, из предмета всенародного обожания - прямиком в никому не нужный ветхий хлам. Материал проекта Cataclyst был записан в далёких 1992-1993 годах Петером Андерссоном и Юханной Русенквист. Что впоследствии вышло из-под пера Петера - знают все. Raison d'Etre, Necrophorus, Stratvm Terror, Svasti-Ayanam, Atomine Elektrine, Panzar, Grismannen... А вот что Юханна продолжила роман с индустриальной музыкой - это уже для кого-то, может, и окажется новостью. Какое-то время она подвизалась в радикальной нойз-группировке Institut, однако после "Great Day to Get Even" пути-дорожки Русенквист и Лирима Каджани разошлись. Лирим продолжил упражнения с шумовыми петлями, воплями в матюгальник и искусством протеста, а Юханна занялась собой. В смысле, собственным проектом Koeff.
В начале 90-х Андерссон делал свои первые шаги сразу в нескольких направлениях, поэтому определённое идейное родство между первыми записями Raison d'Etre, Necrophorus, Atomine Elektrine и Cataclyst - явление объяснимое, тут уж удивляться не приходится. Вот чему поверить действительно сложно, так это тому, что и наивно-волшебный "Monuments of a Rubicund Age", и бесчеловечный, запредельно жестокий "Pain Implantations", и полностью дзенский, невозмутимый "Elinros", наполненный пением тибетских чаш и журчанием водных каскадов, и апоплексически-мифологическая "Sanklesa", и даже бурное мочеиспускание и стремительное калоизвержение "Absolute Bajs" (="Полное говно") - дело рук одного и того же человека.
Итак, сентиментальный эмбиент с реверансами в сказочную сторону, одновременно следствие тяжёлой индустриальной депрессии и лекарство от неё же. Возвышенное печально-покинутое настроение, зашитое в Cataclyst, фрагментарно присутствует во многих работах Андерссона, но здесь надвигается особенно шаткой, неуверенной походкой - почти по стеночке. Cataclyst - музыка не от мира сего, и будничному скепсису, сопутствующему беготне "на работу - с работы" здесь не место. Это праздничек душонки, вырвавшейся из городских пут на вольную волюшку, к древним богам, замковым руинам, эльфам-гномам и призракам славного египетского прошлого - всего в кашу. И чем выше ваш уровень толерантности ко всяким фантастическим тварям, тем лучше для вас.
Плавные вялотекущие клавишные гармонии, циклическая перкуссия с лёгким ритуальным ароматом, сэмплированные голоса - и полное ощущение игрушечности, как у ранних работ Mortiis. Занудно-маршевая поступь скучно запрограммированных машинных ударных и монотонные голоса, несущие всякую тарабарщину. Кроме того, на диске в зачаточном виде можно найти все фирменные приёмы Андерссона - вплоть до завязи знаменитых грегорианских хоралов. Нововведение по отношению к каноническому изданию на Yantra Atmospheres - укороченная версия композиции про королевство карликов и ремикс песни с колдмитовского сборника 2001 года. Очень в тему, ведь за исключением этого трека Cataclyst никогда не издавался на CMI, а ведь на сто процентов отражает его сущность.
О присутствии в альбомах Андерссона гения чистой красоты можно дискутировать часами. В частности, можно посудачить и о том, являются ли запоминающиеся моменты "Монутентов..." проявлением того самого таланта, что породил "Drifting in Motion" и "The Empty Hollow Unfolds", либо случайным стечением обстоятельств со всеми вытекающими. Даже если относиться к фигуре Андерссона без фанатизма и какого бы то ни было пиетета и не считать его обмоченные детские штанишки божьим даром, божьей искоркой или божьей росой, отмахнуться от его присутствия в объективном разговоре за индастриал 90-х не выйдет.
Вообще, работы из серии "как всё начиналось" лучше всего прятать под гриф 'for fans only' - и мотивация будет правильнее, и потенциального разочарования меньше. Архивариусы-библиотекари и прочие изыскатели обнаружат эту запись и так, а простому слушателю к чему лишний раз обламываться? В нашем мире, как известно, и так полным-полно горя и страдания. Чтобы "Монументы румяного века" проняли по-настоящему, до костей, их по-хорошему надо было услышать в своё время, то есть гораздо раньше. И по необходимости возвращаться к ним, если детство в попе заиграет - и будет совсем невмоготу.
Как ни старайся, а молочными зубами не разгрызть чёрствую скорлупу человеческого цинизма. Всё хорошее рано или поздно кончается, и огненное дыхание драконов скоро, уж всяко быстрее, чем вы рассчитывали, сменится привычной вонью автомобильных выхлопов. А вы что же, и впрямь поверили, что попали в сказку?
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |