|
Majdanek Waltz · Vintersolverv · The Noktulians
CD (лим. 300) |
"Der Weg Der Toten" ("Дорога мёртвых") – совместная работа признанных музыкальных мистиков Majdanek Waltz, белорусского неоклассического проекта Vintersolverv (ex-Erde, ex-Svalbard) и тёмной лошадки русского андерграунда The Noktulians, посвящённая маринистическим образам в творчестве поэтов-экспрессионистов и символистов рубежа XIX-XX веков: Георга Гейма, Стефана Малларме, Артюра Рембо и Александра Блока.
Декламации Павла Блюмкина и Ларисы Архипецкой искусно обрамлены звучанием камерного ансамбля Majdanek Waltz, дополненным фортепианными и струнными аранжировками Vintersolverv, порой отсылающими к мелодическим темам его сольного альбома "Frost På Träden" (2018, Infinite Fog Productions). Но гармония эта хрупка, и время от времени на ней проступает ржавчина дарк-эмбиентных и шумовых пассажей, а иногда она и вовсе разрушается, и звуковое поле захватывает жёсткое диссонантное звучание The Noktulians. В результате весь альбом превращается в водоворот звуков и мелодий, утягивающий неосторожного слушателя в свою пучину...
Оформление альбома выполнила нижегородская художница Елена Лисица. Физическое издание представлено в двух версиях: компакт-диск тиражом 300 копий в матовом 4-панельном картонном конверте и аудио-кассета тиражом 50 копий. Цифровая версия доступна на bandcamp.
«Майданеки» за год раскочегарились пуще прежнего – если вы не рыдали на повторе под прошлоосенний «Зимний сад», то в вас нет ничего человеческого, а если не втянулись в их разобранный вместе с московской артисткой Patimat Khripa фолк – то и разумного. Der Weg Der Toten некоторым образом совмещает что сентиментализм первого упомянутого, что отстраненную меланхолию второго. Совместка с гомельчанином Вячеславом Шендеровичем и московским дум-дроновым актом Noktulians на первую пробу кажется музыкой достаточно устаревшей, но постепенно раскрывается неспешной похоронной импровизацией. То ли этакий ответ «Морской оде» Пессоа сто лет спустя и с севера – учитывающий торжественность, но отбросивший неуместную в связи с локацией радость подлинника, то ли предугадывание сюжета только что вышедшего «Маяка» Эггерса. Should pale death, with treble dread, make the ocean caves our bed, God who hears the surges roll, deign to save the suppliant soul.
Сегодня слушаем тройную коллаборацию групп MAJDANEK WALTZ • VINTERSOLVERV • THE NOKTULIANS, увидевшую свет в октябре на лейбле Железобетон. Коллаборация называется Der Weg Der Toten (Дорога Мертвых) и посвящена образу моря в творчестве «поэтов-экспрессионистов и символистов рубежа XIX-XX веков: Георга Гейма, Стефана Малларме, Артюра Рембо и Александра Блока».
Начнем с артистов. MAJDANEK WALTZ, надеюсь, в представлении не нуждаются. Безусловно, это одна из лучших российских неофолк-команд и, пожалуй, самая оригинальная. Музыка группы столь самобытна, что ее не в состоянии переварить даже западная неофолк-сцена, падкая на разного рода эксперименты. На родине же, для которой неофолк – явление априори инородное, творчество MW «своим» не может быть по определению. Ситуация с MW – это когда для русских они слишком западные, а для западных – слишком русские, увы.
VINTERSOLVERV – проект Славы из ERDE/SVALBARD. Если кто помнит, год назад дебютный альбом VINTERSOLVERV Frost På Träden вышел на Infinite Fog. Слава в последние годы пишет мало, но, к нашему счастью, еще пишет.
Кто такие THE NOKTULIANS, если честно, я не знаю. Пять лет назад у проекта выходил альбом The Butcher, The Roaring Bright One And The Demon Star, и если вы его послушаете, то обнаружите, что больших отличий от MAJDANEK WALTZ у него нет. Ну, то есть если дотошно придираться, то отличия найти, конечно, можно, но если бы на The Butcher, The Roaring Bright One And The Demon Star было написано, что это альбом MAJDANEK WALTZ, то никто бы из нас не удивился. Чуть больше сладжа, чуть больше джаза и индустриальных экзерсисов, но мрачная атмосфера и голос (Ларисы Архипецкой?) все отличия нивелируют. У музыки обоих проектов схожести больше, чем отличий. Что дает мне повод предположить, что THE NOKTULIANS имеют некое отношение к нашим старым знакомым — MAJDANEK WALTZ.
И вот три вышеупомянутых проекта объединились для того, чтобы создать Дорогу Мертвых. Пять композиций, последняя, давшая имя и всему альбому, — почти на два десятка минут.
Сразу слышна «доля» VINTERSOLVERV. Если честно, переслушать дебют проекта времени я не нашел, но мне кажется, музыка VINTERSOLVERV на «триптихе» ничем не отличается от композиций с дебюта. Если отличия и есть, то минимальны. Поэтому я допускаю, что именно мелодии Славы стали «хребтом» для части композиций с Der Weg Der Toten, поверх которого MW нарастили свое «мяско». В итоге результат вышел на удивление интересным. Для многих VINTERSOLVERV в «чистом» виде сладковат и довольно приторен, кроме того, у него имеется очевидный минус – отсутствие вокала. MW же в «чистом виде» слишком экспериментальны и мрачны. Если же обе группы смешать, ты выходит довольно интересный микс — с ярким вкусом и целым букетом послевкусий. Я даже ловлю себя на мысли, что в MW мне всегда не хватало мелодичности Славы, а Славе – жесткости и вокала MW. Поэтому если артисты продолжат свое сотрудничество, может получится настоящая супер-группа.
Да, говоря про Der Weg Der Toten, нельзя не упомянуть стихи. Если честно, то я к поэзии глух. За всю свою жизнь я купил всего один томик стихов – отца Тарковского. Он мне почему-то нравится. Вся остальная поэзия в моем сердце отклика не находит. Но вот в случае с MW это правило не срабатывает. Доктор, где вы берете все эти картинки? Ребята умеют подобрать такие стихи, которые хочется переслушивать раз за разом даже толстокожим людям типа меня. Как я уже говорил, альбом концептуален и посвящен морю, поэтому стихи рассказывают про корабли, моряков, волны и океаны. Добавлю, что все стихи легли на музыку почти идеально.
Если подводить итог, то Der Weg Der Toten – хороший альбом. Пожалуй, перед нами один из самых ярких российских релизов этого года (вместе с NEUTRAL). Купить его можно как на компакт-дисках, так и на кассетах.
Лично мне на пластинке не понравились вычурно брутальные гитарные моменты (скорее всего пришедшие вместе с THE NOKTULIANS), которые, вероятно, появились там для того, чтобы показать, что мы ту экспериментальную музыку играем, а не какой-то приятный уху рок с красивыми мелодиями. А ведь для разнообразия иногда можно играть и приятный уху рок с красивыми мелодиями.
|
© 2002-2022
Radionoise.ru |