Голоса мёртвых

"Голоса мёртвых"
Видео - Юрий Элик
Звук - Гоша Солнцев, Юрий Элик

DVD-R (лим. 250)
ZF-II


длительность: 36 мин.
дата выпуска: 17 декабря 2006 г.
тираж закончился

Для начала немного представим артистов:

Фотограф и видеохудожник Юрий Элик известен прежде всего как один из основателей и бессменных участников мультимедийного проекта 2012, устраивающего аудио-видео инсталляции на различных фестивалях современного искусства (СКИФ, Heilige Feuer, Мультивидение и др.). Помимо участия в 2012 Юрий выступает самостоятельно, делая видео- и слайд-шоу для множества экспериментальных музыкальных коллективов Санкт-Петербурга. Юрий является автором видеооформления для показов балета Д. Каховского "Симон Маг", а также дизайнером обложек нескольких CD и веб-сайтов.

Гоша Солнцев (также известный как "Ван Гог" - 1g0g) - большой индустриальный шоумен, лидер известного проекта Шумы России, организатор фестивалей "Noise vs. Glamour", "Military Days", "Noisy Women" и др. Гоша всегда утверждал, что играет похоронную музыку, поэтому неудивительно возникновение у него интереса к феномену голосов мёртвых, открытому Фридрихом Юргенсоном в конце 50-х гг. прошлого века. Феномен Электронных Голосов (голосов мёртвых, голосов Раудива) заключается в появлении голосов аномального происхождения при ведении записи на магнитофон или другое электронное звуковое устройство. Исследователи ФЭГ утверждают и имеют доказательства того, что таким образом может происходить коммуникация между физическим и неким потусторонним нефизическим планами бытия.

На почве изучения этого феномена у Ван Гога возникло плодотворное сотрудничество с Юрием, результатом которого явился ряд концертных выступлений с программой "Голоса мёртвых", а также данный короткометражный фильм, где в течение 24 минут перед зрителем разворачивается тёмная психоделическая драма. Многослойный коллаж из конкретных визуальных образов и калейдоскопических цветных полей постоянно трансформируется в сопровождении необычного и тревожного мрачного эмбиента, в структуру которого вплетены сэмплы записей электронных голосов.

В качестве бонуса на диске присутствует 12-минутный слайд-фильм "Духи города": чередование фотографий Юрия Элика под собственный саундтрек, составленный из городских шумов. Юрий умело фокусирует внимание на тонкостях обыденных вещей, остающихся незаметными глазу обычного человека, как правило, слишком занятого обдумыванием своих иллюзорных проблем и забывающего о красоте окружающего его мира.

Релиз упакован в специальный картонный конверт и содержит буклет с энциклопедической справкой о феномене электронных голосов.

[кадры из фильма]   [трейлер]   [фрагмент mp3]   [фрагмент mp3]

Юрий Элик - http://elik.radionoise.ru
Гоша Солнцев / Шумы России - http://www.noises.ru
История инструментальной транскоммуникации (в переводе на русский язык) - http://www.rait.airclima.ru/history.html
Всемирная ассоциация ИТК - http://www.worlditc.org



Рецензии

Терем-терем, теремок, он не низок, не высок, Он стоит в глубокой яме, огороженный… … и изрядно огорошенный. Просмотром того, что я сейчас опишу.

Часть первая. Голоса мертвых (Voices of the dead). Собственно, фактологического материала и извечных для видеообзоров описаний «операторской работы» и «актерской игры» тут не будет. В принципе, сложно сказать, к какому подвиду видео можно отнести данное творение – слово «фильм» несет совершенно иной смысл в понятии нашей общественности, но назвать «клипом» или – того хуже – концертной записью, сей диск тоже нельзя – где ж в нем толпы беснующихся или медитирующих предсценников-зрителей, обязательных для такого действа? Назовем это… Видеорядом или индустриально-шумовым анти-немюзиклом.

Сразу скажу, что с тем «видеорядом», которым порой грешат «готы» на своих перформансах, здесь даже не отдает. Нету привычных трех-четырех фотографий и куска видео, зацикленных и дергающихся подобно визуализатору из какого-нибудь ВинАмпа. Да не возымеют меня киноманы – но речь о сюжете и его развитии может идти вполне уверенно: изображение развивается и мутирует вместе с музыкальным рядом, порой всплесками, порой размеренно. А начинается все с чудесного, радующего ухи почти напрямую в мозг, низкочастотного нойза, пока еще безголосого, однако же вызывающего массу замечательных воспоминаний – от ЯО 91404 Д и «Шумов России» до посещения мощной трансформаторной подстанции. На экране фракталы сплетаются с деревьями и разбиваются молниями, сквозь сетку то ли клеточно-органической структуры, то ли некоей неоднородной сетки. Вообще, раздел первый в полной мере можно назвать фрактальным – деревья, молнии, ветвящиеся и плетущиеся линии – вот чем наполнен экран.

Внезапно начинают проступать лица. Детские, взрослые, искаженные наложениями странных водопадов, взаимовращающихся шестеренок с паучьими взглядами и странными механизмами, живущими собственной жизнью. Лица, отпечатки тел, грозовые тучи, появляющиеся странные ритмы, все быстрее и быстрее, как течет вода, как летит песок, как улыбается череп, пятна складываются в людей, люди распадаются на пятна, крики, сирены и …. Внезапные титры. Двадцать четыре минуты по другую сторону сознания.

Часть вторая. Духи города (City Spirits). Часть вторая (или, как указано, на диске – бонус-трек) заслуживает отдельного упоминания. По форме она является слайд-фильмом, основанном на городских фотографиях. Съемка сугубо «объектная» - почти на всех кадрах есть доминирующий предмет, резко контрастирующий с окружением, а порой даже и непонятно, что именно в кадре – то ли камень, поросший мхом, то ли стена, повитая плющом, то ли вид на леса с небес. Звуковым рядом к ней выступает сам Город – люди, шаги, гудки машин и очень характерный «шум толпы» - очень запоминающийся, из которого, как лососи на нересте, выпрыгивают отдельные слова и фразы.

И лица, проступающие везде – в металлических конструкциях и проемах окон. Духи города смотрят спокойно и неспешно. Прямо на тебя.

P.S. Сказать что запись понравилась – не совсем верно. К подобным вещам сложно применить категорию «хорошо» и «плохо». Наиболее подходящим словом будет слово «адекватно» - фильм в полной мере представляет собой то, что я хотел бы увидеть. И главное – лично у меня он не оставил впечатления одноразовости, пересматривать его хочется – отличная звуковая дорожка вкупе с соответствующим видеорядом не оставляет выбора.

Rascko, MUZ-Prosvet.

Элик — вне всяких сомнений талантливый фотограф и видеохудожник, чьи работы сопровождают/ дополняют выступления ряда индустриальных и экспериментальных коллективов и соответствующей направленности фестивали. Гоша "Ван Гог" (1g0g) Солнцев еще менее нуждается в аннотациях и в первую очередь известен как лидер уважаемых "Шумов России". А данный проект объединил этих более чем неординарных людей на почве конъюнктурного интереса к т.н. Феномену Электронных Голосов (ФЭГ). Про который — заметим справедливости ради — до фильма Джеффри Сакса White Noise у нас в стране знали, разве что, самые единичные и угрюмые латентные некрофилы, все пытающиеся заглянуть по ту сторону, персонажи, практикующие ментальную чернуху всех мастей и прочий оккультный, шарлатанский сброд, размещающий свои дурные объявления на предпоследней полосе газеты "Тайная власть". На Западе ФЭГ повезло куда как шибче: случайно "открытый" шведским кинодокументалистом Фридрихом Юргенсоном более полувека назад (он, Юргенсон, утверждал, что как-то нечаянно записал на пленку скорбные лопотания своих, Юргенсоновых, покойных родственников), "феномен" немедля встретил благодарную, благодатную аудиторию и массу болельщиков. Включая латвийского психолога Константина Раудива (отсюда и еще одно, сменное название ФЭГ — "голоса Раудива"), который много возился/ ковырялся с ФЭГ, в конце концов придя к блистательному выводу, что наилучшей результативности пытливый исследователь может достичь, если во время записи неживых сих голосов будут присутствовать какие-либо несущие волны и фоновые шумы. По его, Раудива, умозаключению, собеседники, так сказать, с того света каким-то образом умудряются использовать звуковой эфирный мусор, преобразуя его в, собственно, свои голоса. Трогательно стремящиеся сообщить любимой внучке, под какой грушей зарыт на огороде горшочек с бабушкиными бронзулетками и дедушкиным золотым зубом.

И с просроченными керенками притом.

Как бы там ни было, на сегодня в цивилизованном мире существует несколько ассоциаций по изучению ФЭГ, старейшая и крупнейшая из которых — американская AAEVP — не покладая ушей трудится на ниве с 1982 года. Учредила забавную контору некая женщина Сара Эстеп, после смерти сына с головой и мозгами в ней в придачу погрузившаяся в эту весьма неоднозначную сферу на грани духовного и материального, и премного — по ее утверждениям — в том погружении преуспевшая. В итоге для всех ФЭГ-подвижников мисс Эстеп ныне что-то вроде мессии с транзистором наперевес, олицетворяющая (цитата) "продвинутого ясновидящего, вооруженного современными технологиями и оборудованием".

Что сказать? Нам остается лишь порадоваться за старушку, нашедшую смысл жизни в нескончаемых бдениях перед ненастроенным телевизором и доверительно шипящим стерео (Пи-Орридж бы за нее однозначно сильно порадовался: с самого своего застрела адептам Храма душевной юности внушали, что нет более полезного и увлекательного занятия, нежели медитации на телеящик, изрыгающий "уайт нойз").

В общем, неудивительно, что ФЭГу зело рады исполнители шумовой музыки. Удивительно, что таковых нашлось как-то подозрительно не очень много. Особенно если сбросить со счетов проекты уровня Light Collapse, DN23rd, IDX1274, Nova-Sak etc (имя и фамилия им — легион тьматьмущий), просто использующие теле- и радио-эфиры и так, и сяк, при этом не пытаясь с осведомленным видом отыскивать там скрытое послание Къеркегора Сведенборгу (или как-то так) посредством короткой волны, после мороча общественность сенсациями, что они их, типа, таки, нашли.

Ага. От дохлого осла уши.

Тем не менее, снисходительно махнуть лапкой на работу Ван Гога и Элика было бы, по меньшей мере, несправедливо (по большей — просто глупо). "Voices Of The Dead" — восхитительно зомбирующее видео, загробная игрушка-калейдоскоп с доминантой синюшных, лиловых и отчаянно труположеских цветов и оттенков. Мрачнейший, временами пограничный с дэз индустриалом, дарк эмбиент (с большой любовью к функциям Delay/ Echo и Time Stretch). Сильная, психоделическая, отравленная вещь. Хотя, конечно, ощутимо затянутая — в какой-то момент оказывается, что возможность вовремя остановиться дуэтом безвозвратно упущена и на зрителя/ слушателя наступает состояние осоловения. С другой стороны, возможно, на это и был расчет. Но эффект все равно не тот: когда психически неустроенный сосед в течение пяти дней будет регулярно выскакивать на тебя из-за мусоропровода в хоккейной маске и с зудящей электродрелью в руке — на шестой это уже перестанет впечатлять. С "Voices Of The Dead", в конечном итоге, примерно та же беда: 24 минуты бормочущих синих рож — есть во всем этом некоторая передозировка новокаином.

В бонус-части DVD — гипнотическая галерея снимков Юрия Элика "Духи города": под олдскульный конкрит перед нами 12 минут сменяются органично подобранные фотографии урбанистических монстров, зачастую — довольно болезненных и пугающих персонажей, щерящихся ухмылками канализационных люков и ржавыми впадинами сорванной резьбы.

Oleg Manson, Gaze Into A Gloom.

© 2002-2016
Radionoise.ru